ДЕПАРТАМЕНТ
ОБРАЗОВАНИЯ
И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КСКОУ ОО «КРУТОВСКАЯСПЕЦИАЛЬНАЯ
(КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII
вида
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
на 2012-2017 гг.
Утверждена на педсовете
31 августа 2012 года.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Название Программы развития |
Развитие школы-интерната в условиях уровневой дифференциации и индивидуализации работы с учащимися |
Нормативно-правовая база |
1. Закон «Об образовании РФ» 2. Закон «Об образовании в Орловской области» 3. Закон «О гарантиях прав ребенка в Орловской области» 4. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288, с изменениями от 10.03.00г.,23.12.02г.,1.02.05г.,18.08.08г.,10.03.09г.) 5. Санитарно-гигиенические правила (СанПин 2.4.2.2821-10 № 189,от 29.12.2010г .) 6. Региональный Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приложение к приказу от 10.04.2002 № 29/2065-п.1-вариант) 7.Устав школы-интерната, реализующий практику коррекционно-развивающего обучения и воспитания. |
Сроки выполнения и этапы реализации Программы |
2012-2017 годы: I этап – этап аналитико-проекционный этап (2012-2013гг.) II этап – этап апробации (2013-2014 гг.) III этап – этап реализации (2014-2015 гг.) IV этап – мониторинг деятельности по реализации программы (2015-2016 гг.) V этап – аналитико-коррекционный этап (2016-2017 гг.) |
Цель Программы |
Создание условий и инновационных механизмов для развития компетентностей каждого участника образовательного процесса на основе доступности, качества и эффективности образования. |
Основные задачи Программы |
1.Содействовать развитию в школе-интернате здоровьесберегающей образовательной среды; 2.Обеспечить доступность, качество и эффективность образования; 3.Осуществлять духовно-нравственное развитие и социализацию личности учащихся на основе толерантного подхода; 4.Использовать ресурсы дополнительного образования для развития творческого потенциала личности; 5.Развивать единое информационное пространство школы-интерната для обеспечения доступности образования, удовлетворения образовательных потребностей и вовлечения общественности в образовательный процесс; 6.Развивать систему психологического сопровождения образовательного процесса; 7.Развивать систему мотивации педагогов к профессиональному росту; 8. Развивать систему научно-методической работы школы-интерната; 9.Совершенствовать материально-техническую базу на основе приоритетов реализации Программы. |
Основные разделы Программы |
1. Обоснование соответствия решаемых проблем и целей Программы развития задачам коррекционного обучения и воспитания детей с недостатками интеллектуального развития на уровне школы-интерната. 2. Обоснование решения проблемы программно-целевым методом. 3. Характеристика и прогноз школы-интерната. 4. Основные направления и перспективы развития школы-интерната на 5 лет. 5. Содержательные аспекты реализации концепции. 6. Сроки и этапы внедрения Программы развития школы-интерната. 7. Критерии оценки эффективности развития школы-интерната. 8. Проблемно аналитический анализ состояния работы школы-интерната: а) анализ результатов работы школы-интерната б) анализ УВР 9. Направление и задачи развития а) обновление содержания образования и содержания б) изменения в УВР в) модернизация методического, кадрового обеспечения. |
ВВЕДЕНИЕ
Программа развития школы-интерната - нормативно-правовой документ,
представляющий систему современных взглядов, принципов и приоритетов развития
школы-интерната. Настоящая Программа определяет Концепцию развития
школы-интерната, механизм реализации Программы
и ожидаемые результаты по ее реализации.
Программа развития опирается
на:
-
Принципы государственной политики Российской Федерации в области
стратегического планирования, в области образования
-
Конституцию Российской Федерации
-
Закон Российской Федерации «Об образовании» и Концепцию проекта нового
федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
-
Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», утвержденную
Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271
-
План действий по модернизации общего образования на 2012-2017 гг., утвержденный
Распоряжением Правительства Российской Федерации.
-
Единую концепцию специального федерального государственного стандарта для детей
с ограниченными возможностями здоровья.
-
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Методологической основой разработки Программы является теория
социально-педагогического проектирования основных направлений развития
школы-интерната, которая позволяет рассматривать ОУ как субъект своего
развития, целостный организм, развивающийся во взаимодействии с постоянно
изменяющейся средой.
Целью Программы является создание на уровне школы-интерната оптимальных
социально-педагогических условий для обеспечения процессов обновления
образования.
Основой Программы является анализ достижений и нерешенных проблем, позволивший
сформулировать основные задачи развития школы-интерната.
Программа ориентирована на активизацию внутренних резервов школы-интерната и представляет собой механизм обеспечения ее устойчивого функционирования и развития. Предлагаемые проекты являются среднесрочными по длительности, социальными по типу и инновационными по виду.
Предусматривается
возможность корректировки Программы в ходе ее поэтапного претворения в жизнь с
учетом результатов анализа достижений школы-интерната.
I . Обоснование соответствия решаемых проблем и
целей Программы развития коррекционного
обучения и воспитания детей с недостатками интеллектуального развития на уровне школы-интерната.
Роль школы- интерната в решении задач
интеграции, социализации, учебной и коммуникативной мотивации учащихся с
органическим поражением головного мозга заключается в следующем:
1.
В совершенствовании организационных, психологических ,педагогических и
методических подходов к коррекционному обучению и воспитанию учащихся данной
категории.
2.
В решении вопросов успешной социальной адаптации, реабилитации и интеграции лиц
с различными отклонениями в интеллектуальном развитии.
Реализация этих направлений
работы педагогического коллектива позволит в 2012 – 2017 годах создать условия
для высокого уровня формирования глубоких и качественных знаний, умений и
навыков, позволяющих выпускнику нашей школы легче приспособиться к условиям
современного общества, найти в нем свое место, почувствовать собственную
значимость.
Концепция модернизации работы
школы – интерната на период до 2017 года позволит создать базу для решения
следующих актуальных на данный момент задач, соответствующих требованиям
коррекционного обучения:
- в содержании образования - повышение качества конечного результата
образовательной деятельности педагогического коллектива,
- в технологии обучения – использование технологий, сочетающих в себе знания
образовательных и научных сфер, информационных технологий, позволяющих развить
и адаптировать к жизни каждого учащегося с проблемами:
- в методах оценки результативности
образования – качественное изменение критериев и способов оценивания.
Решение указанных задач
достигается путем совершенствования локальной нормативно правовой базы,
повышения уровня кадрового потенциала коллектива, обеспечение информационного и
материально-технического оснащений УВП.
II.
Обоснование решение проблемы программно-целевым методом.
Программа включает в себя комплекс
взаимоувязанных по целеполаганию и срокам мероприятий, отражающих изменений в
содержании и технологии обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Мероприятия программы носят
комплексный характер и касаются всех субъектов педагогического процесса
школы-интерната, включая службы социального, психологического, коррекционного
сопровождения, дополнительного образования и родительского совета.
III.
Характеристика и прогноз развития школы-интерната.
Для обеспечения качественного
коррекционного образования, ориентированного на обеспечение рынка труда кадрами
рабочих специальностей и успешную социализацию учащихся с проблемами необходимо
сократить разрыв между содержанием образования, образовательными
технологиями, уровнем кадрового потенциала.
Для решения вопросов образовательной
политики и независимой общественной оценки качества образования повысить
ответственность педколлектива за конечный результат образовательной
деятельности, привлечь преподавателей училищ к решению вопросов качественного
оценивания, уровня профессиональной подготовки выпускников.
Для реализации единых
направлений коррекционно - образовательной деятельности школы-интерната,
внедрить систему программно-целевого управления за учебно-воспитательным
процессом.
В своем представлении о том,
какой должна быть наша школа-интернат, мы исходим из следующих позиций:
·
учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы каждый у/о ребенок,
независимо от уровня его возможностей и структуры дефекта, был вовлечен в
учебную деятельность и чувствовал себя комфортно в стенах учреждения; владел
элементарными навыками использования компьютера.
·
комплексная система обучения и воспитания контингента детей нашей школы
–интерната должны обеспечивать адекватный их возможностям уровень общего
образования и первоначальной профессиональной подготовки;
·
решая образовательные задачи в самом широком смысле, школа-интернат должна
обеспечивать различные виды деятельности в большом спектре внеклассной сферы
через интеграцию с дополнительным образованием
·
УВП должен быть построен на принципах гуманистического подхода в
атмосфере доброжелательности, доверия, сотрудничества, ответственности на всех
уровнях школьного педагогического пространства;
·
УВП должен строиться на основе индивидуального подхода к каждому ребенку,
учитывающего своеобразие развития, состояние как психологического, так и
соматического характера; коррекционную работу должна выстраиваться в
соответствии с принципом замещающего онтогенеза, т.е. корригировать не
вторичные, а первичные дефекты развития;
·
Для решения проблем социализации и интеграции учащихся школы-интерната в
социум педколлектив должен знакомить их с той социальной средой, где они
родились и живут; делать все возможное, чтобы ученики могли приносить
пользу обществу, посильно участвовать в труде и жизни производственных
коллективов нашего города, приобщаться к социальной и культурной жизни города.
·
компьютеризация учебно-воспитательного процесса позволит повысить уровень
овладения учащимися информационно-коммуникационными технологиями.
Основной стратегической целью
программы является: обеспечение условий для обучения и воспитания ребенка с
проблемами в развитии в целях его успешной социализации, путем
обновления содержания и технологий обучения и воспитания, внедрения
современных информационно-коммуникационных технологий.
Для повышения качества
учебно-воспитательного процесса:
·
обеспечение педагогически целесообразной, эмоционально привлекательной
деятельности школьников;
·
удовлетворение их потребностей в новизне впечатлений, творческой
самореализации, общении и самодеятельности;
·
расширение интеграции внутри школьной воспитательной работой с
учреждениями дополнительного образования.
Спектр уровня нашего
ученического контингента, состав педагогического коллектива, условия работы
школы-интерната - способны удовлетворить запросы всех вышеперечисленных
структур. Школа-интернат готова принять социальный заказ государства, общества,
микросоциума, обеспечив достаточный уровень образования учащихся с
интеллектуальной недостаточностью, максимально способствовать их социальной
адаптации.
IV . Основные направления и перспективы развития
школы-интерната на 5 лет.
Ответ на этот вопрос лежит в плоскости
триады задач: вариативность, обеспечение дифференциации и гуманизации
образовательного процесса при создании системы педагогического мониторинга:
1.
Организовать работу по обновлению содержания образования, ввести
интегрированные курсы обучения, повысить уровень воспитания
учащихся, продолжить работу в эксперименте по обучению учащихся с глубокой
умственной отсталостью.
2. Продолжить
внедрять технологии уровневой дифференциации (по В.В.Воронковой,
Г.К.Селевко) учителями и воспитателями школы и выводить их на новый
качественный уровень, как в плане расширения педагогического арсенала учителей,
работающих по данным технологиям, так и в плане накопления педагогического
практического опыта в разработке разноуровневых заданий, более совершенного
овладения методикой, а также совершенствования механизма осуществления
координации и управления этим процессом. Все это позволит достичь в конечном
результате более высокого уровня обученности и коррекционного воздействия.
3.
Психологическое сопровождение образовательного процесса строить как модель
·
педагогической технологии коррекционного обучения:
·
углубление профессионального сознания учителя, ориентирование педагогов на
расширение диапазона применения коррекционных методов обучения,
·
помощь педагогу во внедрении инновационных технологий,
·
позитивизация эмоционального климата в педагогическом коллективе.
4. Психологическое сопровождение
учащихся строить как модель максимальной индивидуализации образовательного
процесса через планирование стратегии коррекционного воздействия на каждого
ребенка на основе комплексного анализа динамики его развития с целью
предотвращения дисбаланса между требованиями к ребенку и его индивидуальными
возможностями. Результатом психологического сопровождения учащегося должно быть
формирование психологической готовности к жизненному самоопределению
(личностному, социальному и профессиональному).
5. Создать
действующую систему профессионально-трудовой подготовки, комплексной
реабилитационной поддержки профессионального образования выпускников.
6.
Интенсивное развитие нового направления педагогической науки -адаптивной
педагогики, включающей в себя активное использование
информационно-коммуникационных технологий обучения и воспитания.
7.
Необходимость глубокой кооперации учреждений разной ведомственной
принадлежности, занимающейся обучением детей с особыми образовательными
потребностями.
8. Повышение
уровня дефектологического образования педагогов школы-интерната даст
необходимую теоретическую базу учителям и воспитателям для создания комплексной
системы обучения и воспитания детей, обеспечивающей адекватный их возможностям
уровень общего и первоначального профессионального образования; позволит
сформировать в школе-интернате единое коррекционное пространство.
9.
Совершенствовать профессиональную подготовку кадров через работу
комплекса постоянно действующих семинаров, педагогических чтений, научно-практических
конференций, курсовую подготовку, обобщение и распространение
передового педагогического опыта, компьютерное обучение на базе ИУУг.Орла.
Развитие творческого и инновационного потенциала педагогов через участие в
научно-методической и исследовательской деятельности.
10. Внедрение новых
прогрессивных технологий воспитания для формирования у детей с
особенностями в развитии готовности к здоровьесбережению.
11. Обеспечение социально -
профессиональной мобильности учащихся школы-интерната через
совершенствование профориентационной работы.
12. Повышение
интеллектуального уровня детей с особенностями в развитии через усиление
коррекционной направленности воспитательных мероприятий.
13. Обогащение социального
опыта учащихся, содействие их саморазвитию, самореализации через
интеграцию с учреждениями дополнительного образования.
14. Совершенствование системы
школьного самоуправления с целью коррекции личностных качеств учащихся с
проблемами в развитии.
15. Коррекция поведенческих и
коммуникативных навыков воспитанников путем совершенствования
коррекционно-воспитательной работы - реализация коррекционных технологий
и использования принципа личностно-ориентированного подхода.
16. Для качественного
отслеживания результатов воспитательной работы совершенствовать систему
мониторинга воспитательного процесса – воспитателю совместно с психологом
разработать индивидуальную программу развития каждого воспитанника.
Стратегию развития
школы-интерната мы выбрали в форме локальных изменений, предполагающих
улучшение деятельности отдельных участков работы школы-интерната, их
рационализацию и обновление. Эти изменения позволяют достичь частных
результатов, которые в совокупности окажут положительное воздействие на
развитие школы-интерната.
В управленческой деятельности
основной акцент будет сделан на разработку системы тщательного отслеживания
образовательных процессов в школе-интернате, создание и отработку
соответствующего инструментария, диагностику педагогических кадров,
изучение и повышение мотивации учителей, отлаживания умения управлять не только
по вертикальным, но и по горизонтальным связям, используя знания
психологических основ управления. Переход от администрирования к подлинно
управленческой культуре, основанной на знании психологии личности и современных
наработок в этом направлении, позволит
сделать серьезный шаг в гуманизации не только
в управленческой, но и всей школьной жизни.
V . Содержательные аспекты реализации концепции:
Реализация данной концепции предусматривает выполнение следующего комплекса
мероприятий:
1. Проведение комплекса
диагностических мероприятий с целью изучения опыта работы педагогов школы-
интерната по реализации комплекса технологий развития учащихся с
проблемами в условиях интеграции образования.
2. Разработка эффективных
методик коррекционных программ и технологий развития интеллектуальных
способностей учащихся в условиях интеграции образования.
3.Разработка «Программы развития
школы- интерната на 2012– 2017 годы»
4.Осуществление и координация
профессионально-методической подготовки учителей школы- интерната по работе над
программой развития.
5. Консультирование учителей
школы – интерната по подготовке аттестационных работ.
6. Мониторинговое
отслеживание развития учащихся с проблемами и результативности УВП.
7. Внедрение программ
социализации, профориентации учащихся.
VI . Сроки и этапы внедрения
Программы развития школы – интерната.
Первый этап - диагностический и
конструирующий (2012 – 2013 гг.).
Он предполагает:
-
анализ состояния образовательного процесса в школе- интернате с целью выявления
противоречий в его содержании и организации с учетом установленных потребностей
учащихся, их родителей и педагогов,
-
разработка модели развития школы- интерната,
-
создание пакета локальных нормативных документов, обеспечивающего благоприятную
коррекционную среду для детей с недостатками умственного развития,
-
корректировку и экспертизу базисного учебного плана на основе федерального и
регионального учебных планов с учетом программы развития,
-
создание программно-методического обеспечения к перспективному учебному плану,
-
подбор базовых учебных и коррекционных программ, корректировка учебных
программ, обуславливающих разноуровневое коррекционное обучение
-
моделирование проекта создания сенсорных зон,
-
разработка пакета диагностических материалов и инструментария отслеживания
введения инновационных технологий,
-
приобретение обучающих компьютерных программ, электронных версий учебных пособий,
программ компьютерного тестирования,
-
автоматизация процесса обучения (электронных документов, в том числе
отслеживания результативности учебно-воспитательного процесса).
Предполагаемый результат:
1. Объективная оценка
актуального развития школы- интерната.
2. Результативность работы
педколлектива по выполнению стратегии Программы развития школы- интерната.
3. Установление соответствия
содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества
образования требованиям современного общества.
4. Пакет
локальных нормативных документов.
5. Банки данных
диагностических материалов, инструментария отслеживания введения инновационных
технологий, электронных документов.
2. Второй этап – этап апробации разработанной
модели развития школы (2013– 2014 гг).
Он предполагает:
-
модернизацию материальной инфраструктуры школы-интерната методического,
кадрового обеспечения мероприятий Программы, направленных на развитие
корригирующей системы школы-интерната,
-
создание благоприятной коррекционно-развивающей среды,
- освоение и внедрение инновационных и ранее используемых коррекционных технологий обучения и воспитания,
- реализация
комплекса диагностик контроля и отслеживания результативности компенсационного
обучения.
Предполагаемый результат:
1.
Внедренные прогрессивные инновационные компенсаторные и коррекционные
технологии обучения и воспитания учащихся с проблемами в развитии.
2.
Комплекс сенсорных зон.
3.
Эффективный диагностический инструментарий.
4.
Внедренный коррекционный учебный план и коррекционно-развивающие программы.
3. Третий этап – полная реализация
программы (2014-2017г).
Он предполагает:
-
отслеживание и корректировку результатов нововведений,
-
оформление промежуточных результатов развития.
Предполагаемый результат:
1.
Методический продукт.
2.
Успешная социализация выпускников.
3.
Повышение профессионального уровня педагогов и как результат, повышение
качества коррекционно-развивающего образования.
В результате реализации
программы будут обеспечены:
-
равный доступ к получению качественного коррекционного образования учащимися всех
возрастных групп,
-
адекватное требованиям современного общества трудовое профильное обучение
учащихся с проблемами в развитии, как одно из направлений непрерывного профессионального
образования,
-
модернизация материальной инфраструктуры школы-интерната методического,
кадрового обеспечения,
-
мониторинговый контроль и объективная оценка качества образования в
школе- интернате.
VI. Критерии оценки эффективности развития школы-
интерната.
Данная система критериев оценки
эффективности развития школы- интерната учитывает ее коррекционную
направленность является оптимальной и способствует работе школы-
интерната в режиме развития.
Все названные основания, а
также опора на исследования в области структурного анализа школы-интерната, как
образовательной системы позволили сформировать следующие группы критериев:
Внутренние критерии (изучение
динамики развития личности учащихся с проблемами).
Критерий результативности,
т.е. безболезненная интеграция школьников в макросоциум, трудоустройство
выпускников, успешная социальная адаптация (показатели - катамнез,
результаты государственной аттестации и квалификационных экзаменов).
Критерий развития психофизических и
интеллектуальных способностей: (мышление, речь, внимание, память, восприятие,
психомоторика, эмоционально-волевая сфера, показатели – анкеты, тесты,
наблюдение, результаты школьных конкурсов)
Критерий личностного
роста (показатели – отношение к учебе, к труду, к труду, к людям, к
себе; методики – наблюдение, анкетирование, тестирование, решение жизненных
ситуаций).
Внешние критерии (изучение
условий, обеспечивающих достижение целей школы-интерната).
Критерий результативности
научно-методического обеспечения (рост профессионализма педагогов, методический
продукт, научно-методические разработки, методики – экспертный анализ,
мониторинг результативности УВП).
Критерий удовлетворенности
всех субъектов развития (показатели – взаимоотношения субъектов, методики –
опросы, анализ, анкетирования, собеседование).
Мотивационный критерий
(потребность педагогов постоянного обновления методического инструментария;
стремление к поиску новых дефектологических знаний; потребность в обновлении
содержания коррекционного образования, методики – экспертный анализ,
наблюдение, анкетирование).
Критерий экономического и
материального развития (объективные показатели ресурсов и трудозатрат)
Исходя из определенных
критериев, мы будем говорить о прогрессивном развитии
школы-интерната в том случае, если:
·
не снижаются (или растут) образовательные результаты учащихся школы-интерната
(по самым различным показателям), повышается уровень психофизического развития,
корригируются личностные качества детей с проблемами;
·
имеется рост удовлетворенности всех людей школы-интерната (учащихся, педагогов,
администрации, обслуживающего персонала, партнеров школы-интерната, родителей
учащихся);
·
гарантирован рост научно-методического обеспечения образовательного процесса
(включая и образовательный потенциал педагогов);
·
имеется ярко выраженная тенденция к развитию всех подсистем (на самых различных
уровнях);
·
улучшается материально-техническое и экономические оснащения учебного процесса.
Направления и задачи развития
Направления и задачи развития |
Действия |
Сроки проведения |
Ответственный исполнитель |
Объем финансирования |
Ступени образования |
Коррекция |
||
начало |
окончание |
|||||||
I. Обновление содержания образования и воспитания |
||||||||
Изменение содержания образования по труду, внедрение новых профилей трудового обучения |
Внедрение новых фак/занятий - «Садовод»», «Юный слесарь»- базируясь на программы В.В. Воронковой, А.М.Щербаковой. |
2012 |
2017 |
Администрация, председатели МО. |
|
Основное образован. |
Разработка программ обучения по новым профилям Обновление наглядн. дидактического материала. |
|
Адаптирование существующих государственных программ по профессионально- трудовому обучению с учетом изменения контингента обучающихся и на основе комплексной диагностики обучающихся. Проектная деятельность на уроках профессионально-трудового обучения. |
2012 2012 |
2013 2013 |
Администрация, председатели МО. |
|
Основное образование |
Разработка тематического планирования. Внедрение новых технологий. |
||
Оказание грамотной коррекционно-образовательной услуги |
Совершенствование имеющихся коррекционных программ «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» |
2012 |
2014 |
Зам дир. по УВР, логопед, психолог, МО начальных классов. |
|
Начальное образование |
Продолжить разработку коррекционно-развивающих программ. |
|
Создание и применение новых коррекционных программ: - Развитие познавательных процессов учащихся. - Развитие саморегуляции деятельности и поведения. |
2012 2012 |
2013 2013 |
Председатели МО, психолог, учителя предметники, учителя начальных классов. |
|
Начальное, общее образование. |
Продумать содержание коррекционно-развивающих программ на основе пробелов в знаниях УО детей. |
||
Оформление и пополнение мини-библиотеки методических пособий по коррекционным методикам в кабинете психологии |
2012 |
2015 |
Председатели МО, библиотекарь, психо.- лог |
|
Начальное, Общее образование. |
Обновить фонд библ. новой методической литературой. |
||
Создание банка данных по диагностике и отслеживанию динамики и развития познавательных процессов по каждому коррекционному блоку. |
2012 |
2013 |
Психолог, учителя, воспитатели, зам. дир. по УВР. |
|
Начальное, общее образование |
Обновить форму банка данных. |
||
Оформление комнаты психологической разгрузки и создание психологических зон. |
2012 |
2013 |
Администрация, психолог. |
|
|
Разработать и внедрить комплекс упражнений с использованием материалов сенсорной комнаты. |
||
Предоставление образовательных услуг в разных формах – классно-урочная (в том числе, групповая, индивидуальная), семейное образование, надомное обучение. |
2012 |
2017 |
Администрация. |
|
Начальное, Общее образование. |
Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению |
||
Усиление коррекционной направленности обучения и психологизация УВП |
Разработка и применение блока занятий с педагогами по эффективному взаимодействию с «особыми детьми» (агрессивными, гиперактивными, тревожными, аутичными). |
2012 |
2017 |
Учителя, психолог, воспитатели. |
|
Начальное, основное образование |
Разработать и внедрить в работу комплекс рекомендаций, наглядный материал |
|
Разработать и внедрить программу по формированию эмоциональной стабильности |
2013 |
2017 |
Психолог, соц. педагог, воспитатели. |
|
Начальное основное. образоввние |
Продумать и внедрить в работу программу по коррекции эмоционально- волевой сферы |
||
Разработать программу занятий для учащихся с использованием возможностей сенсорной комнаты |
2013 |
2016 |
Психолог |
|
|
Разработать и внедрить комплекс упражнений для детей с проявлениями эмоционально- неуравновешенного поведения. |
||
Спланировать и проводить тренинги с педколлективом по использованию технологий коррекции психофизических недостатков учащихся. |
2012 |
2016 |
Психолог, воспитатели. |
|
|
Разработать и внедрить комплекс тренинговых упражнений. |
||
Разработать методические рекомендации по включению в учебную и внеклассную работу элементов нейропсихокоррекции. |
2012 |
2013 |
Психолог, учителя, учитель ЛФК и физкультуры. |
|
Основное образование |
Продумать и разработать метод рекомендации. |
||
Продолжить реализацию коррекционных программ эмоционально-волевого развития и деконструктивного поведения учащихся с интеллектуальной недостаточностью. |
2012 |
2016 |
Психолог, соц. педагог, учителя, воспитатели. |
|
Начальное, основное образование |
Обновить содержание корррекционно- развивающих программ. |
||
Продолжать использовать программы развития коммуникативных навыков методами игро- и сказкотерапии. |
2012 |
2016 |
Воспитатели, учителя, психолог. |
|
Начальное, основное образование |
Обновить программы развития, включить в работу новые методы работы с детьми. |
||
Развитие инновационной сферы |
Применение коррекционных воспитательных программ и подбор методического обеспечения: - технологии социальных проб Создание банка диагностик и инструментария отслеживания результативность восп процесса |
2012 2013 |
2013 2014 |
Психолог, соц. педагог, воспитатели. Зам.дир.по УВР, методические объединения, психолог |
|
Начальное, основное образование |
Продолжить разработку и внедрение новых воспитательных программ. |
|
Создание пакета локальных документов обучения и воспитания учащихся (проект «Портфолио» учащихся – фиксирование личных достижений детей и динамики). |
2012 |
2013 |
Администрация. |
|
|
Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению |
||
Создание банка диагностик и инструментария отслеживания результативность образовательного процесса. в классах со сложной структурой дефекта |
2012 |
2013 |
Зам. директора по УВР, учителя начальных классов, председатель МО. |
|
|
Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению |
||
Продолжение работы эксперимента по обучению глубоко у/о уч-ся |
Создать пакет локальных документов обучения и воспитания глубоко умственно отсталых уч-ся. Разработать и внедрять адаптивные образовательные программы. Собрать материал для обобщения опыта работы с данной категорией уч-ся. Собрать материалы для выхода на сайт. |
2012 2012 2013 2012 |
2013 2013 2014 2016 |
Зам. директора по УВР, учителя начальных классов, председатели МО. |
|
Классы и группы для детей со сложной структурой дефекта. |
Подготовить все необходимые документы для функционирования специальных классов. |
|
II. Изменения в учебно-воспитательном процессе. |
||||||||
Повышение результативности образовательного процесса |
Создание инициативной группы, занимающейся проблемой методики диагностирования сформированности учебной деятельности школьников |
2013 |
2016 |
Психолог, Председатели МО. |
|
Начальное, основное. образование |
Создание инициативной группы |
|
Организация предметных внутришкольных конкурсов. |
2013 |
2016 |
Администрация |
|
Основное образование |
Разработать план конкурсов |
||
Изучение и внедрение технологий по исследованию уровней обученности уч-ся: - внедрение мини-оперативных классных совещаний, - разработка вариантов дифференцированного разноуровневого контроля по стержневым темам программы. |
2013 2013 2013 |
2014 2014 2014 |
Администрация, кл. руководители, воспитатели, психолог. |
|
Начальное, основное. образование |
Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению |
||
Совершенствование профориент-й работы |
Подготовить материал для оценки способностей учащихся к выбору профессии. Разработать программу консультаций с педагогами по результатам обследования личностных особенностей обучающихся, консультации с родителями по вопросам выбора профессии обучающимися. Разработать программу профориентационной работы. |
2013 2013 2013 |
2014 2014 2014 |
МО трудового обучения, психолог, воспитатели. |
|
Основное образование. |
Разработать профессиограммы, внедрить в работу. |
|
Освоить новые продуктивные технологии обучения. |
В рамках реализации программы «Здоровье» разработать и внедрять новые программы по физической культуре и ЛФК. Проводить обучающие семинары по направлениям: - действия учителя по поддержанию физического здоровья уч-ся на уроке, - действия учителя по поддержанию психофизиологического, психического и нравственного здоровья уч-ся, - использование элементов здоровье-сберегающего обучения доктора мед. наук, профессора В.Ф.Базарного и т.д. Внедрять личностно-ориентированную стратегию обучения на уроках труда и работы в малых группах. Внедрять в практику обучения новые информационные технологии, используя коррекционное оборудование, мультемедийное оборудование. |
2012 2012 2013 2013 |
2013 2013 2014 2014 |
Учитель ЛФК, физкультуры, мед. работники. Администрация, психолог, мед.работники Учителя, воспитатели Учителя трудового обучения. |
|
Начальное, основное. образование. Начальное, основное образование |
Разработать и внедрить программы личностно- ориентированного обучения |
|
Совершенствование устной и письменной речи |
Разработать план-программу поддержки и развития чтения. Освоение коммуникативных технологий для совершенствования речевой культуры учащихся: - составление банка данных методических рекомендаций по обучению монологической речи, - разработка диалогических конструкций - создание систем тренировочных упражнений |
2014 2014 2014 2014 2014 |
2015 2015 2015 2015 2015 |
Библиотекарь, учителя. логопед |
|
Начальное, основное. образование |
Разработка, и внедрение новых технологий |
|
Максимально гуманизировать образовательный процесс. |
Организовать работу учащихся в психокоррекционных группах. Организовать образовательное пространство для детей с разной степенью интеллектуальной недостаточности. Оказывать образовательные услуги с учетом разного уровня учебных способностей. Индивидуальное сопровождение обучающихся и корректировка образовательного маршрута. |
2012 2012 |
2013 2013 |
Психолог, логопед Учителя, логопед, Психолог школы |
|
Начальное, основное. образование |
Разработать и спланировать работу уч-ся в психокорррекционных группах Разработать схему взаимодействия специалистов при организации обучения детей с разной степенью выраженности дефекта |
|
Модернизация сенсорных зон |
Создать кабинет сенсорного развития и релаксации. Оснастить его новым технологичным коррекционным оборудованием. |
2012 |
2013 |
Администрация, зам. директора по АХЧ, администрация. |
|
Начальное, старшее звено |
Приобрести нужное оборудование для создания корррекц кабинетов |
|
Обеспечение социально-профессиональной мобильности уч-ся |
Внедрять программы по профориентации и социализации. Разработать индивидуальные программы «Выбор профессии», используя метод совместного проектирования будущего ребенка. Составить банк данных о выпускниках. |
2012 2012 ежегодно |
2013 2013 2017 |
МО учителей трудового обучения, МО воспитателей, психолог |
|
Основное образование |
Продумать и обновить систему профессиональной подготовки. |
|
Выпустить информационный бюллетень в помощь выпускнику. Разработать и проводить тренинговые занятия среднего и старшего звена. Создать профориентационный стенд для родителей и выпускников школы. |
2013 2014 2014 |
2013 2015 2015 |
Учителя. трудового обучения. Психолог. Учителя, воспитатели, психолог. |
|
Основное образование |
Разработать и внедрить в работу программу проф. подготовки спланировать совместную работу с доп. Образованием. |
||
Формирование готовности к здоровье сбережению |
Внедрение здоровье сберегающих технологий. Использование мониторинга физического и психического здоровья учащихся. Разработка блоков программы «Здоровье», «В здоровом теле – здоровый дух», «Помоги себе сам». Разработка методических рекомендаций «Подготовка к взрослой жизни». Проведение конкурса «Самый здоровый класс». |
2012 1 раз в год 2012 2013 2013 |
2013 2017 2016 2016 |
Воспитатели, учитель ЛФК, физкультуры, воспитатели, Медсестра. Воспитатели, медсестра Воспитатели, учителя трудового обучения. |
|
Начальное, основное образование |
Разработать и внедрить новые технологии по здоровьесберегащим программам. |
|
Принимать активное участие в районных, областных соревнованиях . Организовать лекторий для родителей «Как сохранить здоровье ребенка». Укреплять материальную базу школы для организации спортивно-оздоровительной работы и проведения лечебных мероприятий (работа спортивных кружков, ЛФК, организация двигательных перемен и т.д.). Проводить спортивные праздники. Разработать блоки занятий по формированию у учащихся здорового образа жизни. |
2012 2012 2012 ежегодно 2013 |
2017 2017 2016 2017 |
Учитель физкультуры, ЛФК, Психолог школы |
|
Основное образование |
Организов. доп. спорт. кружки, для подготовки учащихся к соревнованиям.. |
||
Коррекция и развитие интегративных качеств личности учащихся с проблемами в развитии |
Внедрение коррекционно-воспитательных программ: - артерапия, - сказкотерапия, - изотерапия, - игротерапия. |
2013 2013 2014 2013 |
2015 2014 2015 2014 |
Воспитатели, психолог |
|
Начальное, среднее звено |
Дополнить и внедрить воспитательные программы. |
|
Подбор и изучение коммуникативных технологий общения. Разработка программы «Общение» Разработка индивидуальных коррекционно-воспитательных программ. |
2012 2013 2014 |
2013 2014 2015 |
Воспитатели, психолог Воспитатели |
|
Основное образование |
Разработать и внедрить новые технологии по программе «Общения». |
||
Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» |
Разработать локальные акты, регламентирующие сопровождение детей «группы риска». Внедрять программу ранней профилактики правонарушений и бродяжничества. Пополнить методическую копилку форм работы с учащимися «группы риска». Разработка методических рекомендация для педагогов по работе с данной категорией учащихся. |
2012 2012 2012 2012 |
2013 2013 2013 2013 |
Администрация Соц. педагог, воспитатели, психолог Воспитатели. МО воспитателей, МО учителей. |
|
Начальное, основное. образование |
Разработать и внедрить новые программы работы с детьми «группы риска». |
|
Внедрить в работу планы индивидуальной работы с учащимися, состоящими на пед. учете. Вовлечь учащихся в кружковую деятельность и спортивные секции. Осуществлять тесное взаимодействие школы с сотрудниками органов внутренних дел, социальных служб. |
2012 ежегодно ежегодно |
2013 |
Соц. педагог, психолог, воспитатели. Администрация, социальная служба. |
|
Начальное, основное. образование |
Продумать совместную работу по организации кружковой работы. |
||
Повышение читательского интереса детей с проблемами: |
Обновить программу по внеклассному чтению для учащихся. |
2012 |
2013 |
Учителя русского языка, учителя начальных классов, библиотекарь. |
|
Начальное основное образование |
Обновить библиотечный фонд. |
|
III. Модернизация методического, кадрового обеспечения |
||||||||
Совершенствование профессиональной подготовки кадров |
Организовать работу постоянно действующих семинаров теоретической, методической и практической направленности. Проводить педагогические чтения и научно-практические конференции по проблемам коррекционного образования. |
2012 2012 |
2017 2017 |
Администрация, МО учителей, МО воспитателей. |
|
|
Организация методической помощи учителям при повышении пед. Квалификации. |
|
Разработать тренинги, повышающие социальную и коммуникативную компетентность педагогов, Модернизировать психологическую программу взаимодействия с педагогами. |
2012 2013 |
2015 2016 |
Психолог Администрация. |
|
Начальное, основное. образование |
Разработать программу работы с педагогическим коллективом. |
||
Прохождение педагогами курсов компьютерного обучения на базе ИИУ Создание компьютерного класса |
2012 2012 |
2017 2017 |
Администрация. |
|
|
Повысить профессиональные компетенции педагогов. |
||
Создать систему контроля за учебно-воспитательным процессом. |
2012 |
2016 |
Администрация. |
|
|
Осуществлять тесное взаимодействия всех структур для решения коррекционных задач. |
||
|
Разработать программу изучения индивидуальных потребностей педагогов. Обобщить и распространить опыт работы учителей по теме «Разработка и использование итоговых тестов по предметам с целью усвоения учащимися специального стандарта» |
2012 2013 |
2016 2015 |
Зам. директора. Председатели МО. |
|
Начальное, основное. образование |
Стимулировать инновационную педагогическую деятельности. |
|
Собрать банк данных по теме: «Особенности управления коррекционной школой VIII -вида». |
2013 |
2017 |
Зам. директора, председатели МО. |
|
Начальное, основное. образование |
Осуществлять тесное взаимодействие всех структур для решения коррекционных задач. |
||
Продолжить работу по совершенствованию прфессионального мастерства педагогов через систему повышения квалификации |
2012 |
2017 |
Зам. директора, председатели МО. |
|
Начальное, основное. образование |
Повышать профессиональные компетенции.педагогов. |
||
Использовать средства стимулирования творческой инициативы и эффективности деятельности педкадров |
2013 |
2017 |
Администрация. |
|
Начальное, основное. образование |
Добиваться качественных изменений в организации учебно-воспитательного процесса. |
||
Организовать обучающие педагогические чтения по проблемам воспитания (в рамках работы методического объединения): - «Методы и приемы коррекционного воспитательного воздействия на учащихся с отклонениями в развитии», - «Внедрение методов социальных проб и проектов в воспитание школьников». |
2014 2014 |
2015 2016 |
Методические объединения. |
|
Начальное, основное. образование |
Добиваться качественных изменений в организации учебно-воспитательного процесса. |
||
Обобщить опыт работы по: - формированию правомерных поведенческих навыков учащихся с проблемами в развитии, - формированию социальной компетенции выпускников. |
2012 2013 |
2016 2017 |
МО воспитателей, психолог |
|
Начальное, основное. образование |
Трансляция опыта, проведение семинаров, круглых столов. |
||
Совершенствование работы педагогов в межаттестационный период |
Организация работы обучающих семинаров: -«Организация работы в межаттестационный период»; -«Требования к знаниям и умениям а педагогов коррекционных школ»; -«Методы профессионального самосовершенствования педагогов»; -«Самопрезентация педагога»; -«Школа молодого педагога» по проблеме изучения личности ребенка с особенностями развития. |
2012 |
2017 |
Председатели МО, зам. директора, учителя. |
|
|
Добиваться качественных изменений в организации учебно-воспитательного процесса. |
|
Улучшение научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
Обновлять учебный фонд школы. |
2012 |
2017 |
Администрация, библиотекарь. |
|
Начальное основное. образование |
Обновление библ. фонда. |
|
Увеличение методического фонда библиотеки: - дефектологическая и методическая литература, - методические рекомендации по использованию контрольно-измерительного материала, - справочной литературой |
2012 |
2017 |
Библиотекарь, администрация. |
|
|
Обновление, пополнение библ. фонда. |
||
Интеграция воспитательных усилий семьи и школы |
Развивать работу с родителями. Продолжить совместное сотрудничество со специалистами различных служб и организаций города: КДН и психологических служб. |
2012 2012 |
2017 2017 |
Воспитатели, соц. педагог, психолог |
|
Начальное, основное образование |
Продумать организацию совместной работы с специалистами различных служб. |
|
Внедрить в практику работы: - малые педсоветы с родителями, - круглые столы по обмену опытом по проблемам семейного воспитания с привлечением специалистов. |
2012 2013 |
2017 2015 |
Администрация, специалисты школы. |
|
Начальное, основное образование |
Обновить программу работы с родителями, использовать новые формы работы. |
||
|
Модернизировать социально-психолого - педагогическую службу сопровождения неблагополучных семей, используя новые формы работы |
2013 |
2014 |
Психолог, соц. педагог, воспитатели. |
|
Начальное, основное образование |
|
|
Становление воспитательной системы школы. |
Анализ состояния воспитательного процесса. Продолжить работу по созданию адаптивных программ дополнительного образования. Создание пакета локальных нормативных документов. Разработка диагностического инструментария для отслеживания результативности воспитательной работы. |
2012 2013 2012 2013 |
2014 2017 2015 2014 |
Воспитатели, МО воспитателей. |
|
Начальное, основное. образование |
Дополнить и внедрить воспитательные программы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|