Обсуждено и утверждено
Утверждаю:____
на заседании педсовета и.о.
директора
протокол №3
(Т.С.Филатова)
от 29.12.2015г
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
казенного общеобразовательного учреждения
Орловской области
«Крутовская общеобразовательная школа – интернат для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
на 2016– 2021 годы
Содержание
Программы развития КОУ ОО
"Крутовская общеобразовательная школа-интернат для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Содержание
Актуальность создания Программы развития
школы-интерната 2
Цель, задачи создания Программы развития
Основополагающие принципы разработки Программы развития
Паспорт Программы развития
I Концепция Программы
развития школы-интерната 8
1.Информационная справка.
1.1.Паспорт образовательного
учреждения
1.2.Характеристика окружающего
социума
1.3.Характеристика социального
статуса семей обучающихся
1.4.Общие сведения о режиме
работы
1.5.Информация о контингенте
обучающихся
1.6.Специфика текущей
образовательной политики
1.7.Характеристика содержания
деятельности специальных
коррекционных служб
1.8.Характеристика кадрового
обеспечения образовательного процесса
1.9.Материально-техническая и
учебно-методическая базы
1.10.Нормативно-правовая база
деятельности школы-интерната
1.11.Финансирование
2.Проблемно
ориентированный анализ
19
2.1Проблемы образовательного
процесса
2.2.Анализ методической работы
2.3.Анализ кадрового
потенциала
2.4.Проблемы воспитательной системы
3.Приоритетные направления
развития школы-интерната
28
3.1.Основополагающие аспекты
3.2.Ведущие принципы развития
3.3.Модель выпускника
школы-интерната
3.4.Характеристика и прогноз
развития школы-интерната
3.5.Цели и задачи Программы
развития
II.Образовательная
программа.
36
4. Содержание образования, его научно-методическое обеспечение.
4.1.Внедрение и совершенствование
методов обучения и воспитания.
4.2.Информатизация образовательного
процесса
4.3.Формирование
здоровьесберегающего образовательного пространства
III Этапы реализации
Программы развития
46
5.План конкретных действий.
5.1.Организационно методическое
обеспечение
5.2.Этапы реализации Программы
развития
Материально-техническое и
финансово-экономическое обеспечение
Актуальность создания Программы развития
В
период развития системы специального образования в коррекционной науке и
практике накопился богатейший опыт организации обучения и воспитания детей
с ограниченными возможностями
здоровья.
КОУ ОО «Крутовская общеобразовательная школа
– интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», как
структурный элемент государства, призвана
создавать условия для выполнения
Закона «Об образовании» в соответствии с Конституцией Российской
Федерации для равенства прав со всеми на получение образования.
Образование детей с ограниченными
возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной
коррекционно – развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными
детьми возможности для получения образования в пределах специальных
образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию
нарушений недостатков развития, социальную
адаптацию. При этом требует толерантного
отношения к каждому участнику образовательного процесса ввиду индивидуальных
особенностей обучающихся коррекционных школ VIII вида.
Актуальность
создания Программы развития определяется необходимостью приближения содержания образования школы к
требованиям современного общества с учетом меняющихся социально – экономических
условий; обеспечение обучающихся условиями, способствующими становлению
толерантной личности на основе социального опыта, оздоровления и коррекции.
Коллектив
школы ставит перед собой задачу:
создание
условий, обеспечивающих коррекционно – развивающее сопровождение учебного и
воспитательного процессов, направленных на реализацию принципов
личностно-ориентированного
образования, способствующих оптимальному продвижению обучающихся до
условной нормы.
Новые
условия требуют дополнительного подбора и апробации индивидуальных программ,
форм, методов и специальных приёмов обучения, воспитания, коррекции и развития
обучающихся с целью формирования социально-направленной, активной личности.
Учитывая
все эти факторы и обсудив их на педагогическом совете, педагогический коллектив
принял решение о создании Программы развития КОУ ОО «Крутовская
общеобразовательная школа – интернат для
обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья» как личностно-ориентированной
здоровьесберегающей образовательной системы школы.
Программа
развития определяет основные цели, задачи и пути их реализации для воспитания
личности, способной укреплять собственное здоровье, здоровье близких, а также
способной найти применение своим знаниям и умениям, согласно возможностям и
особенностям психофизического развития.
Цель разработки Программы развития:
развитие и функционирование школы в интересах
формирования социально-направленной, активной личности в условиях толерантного
отношения к каждому.
Приоритетные задачи создания Программы
развития:
-
изучение и внедрение в образовательный процесс государственных образовательных
стандартов;
-
совершенствование контроля и управления качеством образования;
-
совершенствование здоровьесберегающей направленности образовательного процесса;
-
усиление воспитательного процесса школы с целью воспитания толерантного
отношения друг к другу у всех участников образовательной системы школы;
-
организация профориентационной работы, основанной на ранней диагностике
возможностей каждого ребёнка;
-
повышение мотивации педагогов к инновационной деятельности, взаимодействие
учителей, воспитателей, специалистов в вопросах коррекционной педагогики,
дефектологии, психологии;
-
создание воспитательной среды, являющейся формой адекватного взаимодействия
школы и социума и способствующей социальной адаптации в современной жизни;
-
расширение блока дополнительного образования как средства социальной защиты
ребёнка, помогающего сформировать стартовые возможности обучающегося для
профессионального обучения и деятельности на рынке труда;
-
совершенствование материально-технической базы
преимущественно в направлении информатизации образовательной среды.
Основополагающими принципами разработки
Программы развития КОУ ОО «Крутовская
общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
- Принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав ребёнка и учителя,
закрепленные Законом Российской Федерации «Об образовании», Декларацией прав
ребёнка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами;
создание в школе атмосферы заботы о здоровье
и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребенка, педагога;
- Принцип личностно-ориентированного
подхода, состоящий в признании индивидуальности каждого ребенка; обучение
выступает как средство развития личности каждого обучающегося, самореализация
как процесс раскрытия и развития природных возможностей, задатков каждого
обучающегося;
- Принцип коррекционно-развивающего
компенсирующего обучения и воспитания,
состоящей в интеграции действий учителей, педагога-психолога,
учителей-логопедов, медицинских работников и других специалистов школы в единую
систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития
ребенка с ограниченными возможностями здоровья
на всех этапах обучения в школе;
-Принцип сотрудничества, который
регулирует построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей,
обучающихся и их родителей;
- Принцип целостности деятельности школы
на основе единства процессов коррекции, развития, обучения и воспитания
обучающихся;
- Принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся понимания места
и роли человека в современном мире, в современном обществе; создание
эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного
повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции;
- Принцип программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременного
внесения корректив в планы;
- Принцип вариативности, который
предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач
развития школы; использование различных
методик и технологий с учетом изменений социального
заказа, потребностей и интересов участников образовательного процесса;
- Принцип эффективности социального
взаимодействия, который
предполагает формирование у обучающихся
навыков социальной
адаптации, самореализации;
- Принцип
индивидуализации, включающий всесторонний учет уровня развития
способностей каждого ребенка,
формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции
развития обучающихся; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребенка;
ПАСПОРТ
Программы развития: КОУ ОО
«Крутовская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»
Настоящая
программа определяет концепцию развития школы-интерната и основные направления
деятельности по ее реализации.
Нормативная
база для разработки программы развития школы-интерната
1. Концепция о правах ребенка.
2. Закон Российской
Федерации «Об основных гарантиях прав
ребенка».
3. Закон Российской
Федерации «Об образовании».
4. Типовое Положение о
специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
5. Устав школы-интерната,
реализующий практику коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Цель программы
Создание условий
эффективного развития школы-интерната для
детей с ограниченными возможностями здоровья в ходе осуществления
модернизации образования.
Основные
задачи программы
1. Внедрение инновационных
образовательных и воспитательных технологий, применение эффективных механизмов
социализации.
2. Определение оптимального
содержания образования учащихся с учетом требований современного общества к
выпускнику школы и специфики образовательного учреждения.
3. Укрепление ресурсной базы
школы с целью обеспечения ее эффективного развития.
Сроки
реализации программы
С января 2016года -по январь
2021 года
Этапы
реализации программы
1.
Ориентировочный (2016-2017 гг.). Выявление перспективных направлений развития
школы-интерната и модернизирование ее нового качественного состояния в условиях
модернизации общего образования.
2.
Основной этап (2017-2019 гг.). Переход образовательного учреждения в новое
качественное состояние.
3.
Обобщающий (2019-2021 гг.). Анализ достигнутых результатов и определение перспектив
дальнейшего развития школы-интерната. Фиксация созданных прецедентов
образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы.
Управление
программой
Корректировка программы осуществляется педагогическим советом образовательного
учреждения (ОУ). Управление реализацией программы
осуществляется
директором и заместителями директора
школы-интерната по учебно-воспитательной и воспитательной работе.
Концепция Программы развития школы-интерната
1. Информационная справка
1.1
Паспорт образовательного
учреждения
казенного общеобразовательного учреждения Орловской области
«Крутовская общеобразовательная школа –
интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
создан в целях обучения, воспитания, коррекции недостатков
психофизического развития, оздоровления, социальной адаптации и интеграции в
общество детей и подростков с
ограниченными возможностями здоровья, формирования у них навыков
самостоятельной жизни, всестороннего раскрытия творческих способностей, а также
реализации прав граждан на образование.
Место нахождения учреждения: Орловская область,
Ливенский район, с.Крутое, улица Набережная, д. 2.
Школа имеет
лицензию на право ведения образовательной деятельности. Лицензия: серия №176 от
23.12.2011г
Аккредитация: свидетельство о государственной аккредитации
- №170 от 07.04.2010г.
Учредителем
и собственником имущества образовательного учреждения является Департамент Орловской области.
От
имени Орловской области функции и полномочия учредителя осуществляет
министерство имущественных и земельных отношений Орловской области и
Департамент образования Орловской области.
Директор
– Шатунова Галина Юрьевна
Заместитель директора по УР – Теряева Светлана
Васильевна, работает в школе-интернате в качестве заместителя с сентября 2004 года.
Заместитель директора по ВР –
Филатова Татьяна Сергеевна, работает в школе-интернате в качестве заместителя с
сентября 2013 года.
Характеристика окружающего социума
Школа-интернат расположена на
берегу р.Труды. На ее территории имеется большая площадка цветочных клумб
(1,06га), спортивная площадка(0,5га), школьный сад(1,26га),учебно-опытный
участок (0,2га), сельхоз участок(1,2га).
Двухэтажное здание учебного корпуса введено в эксплуатацию в 1958г, здание жилого корпуса в 1960г. С 1976г в школе-интернате обучаются дети со сниженным интеллектом
Школа
имеет устав, лицензию от 23.12.2011г. на право осуществления образовательной деятельности,
свидетельство об аккредитации от7.04.10г.
В настоящее время школа-интернат
имеет 10 классов-комплектов. Здесь получают образование и воспитание 115 детей
в возрасте от 7 до 17 лет .
Экономика села представлена предприятием
сельскохозяйственного направления, в котором
представлено растениеводство.
Имеются объекты культурного и социального
назначения: сельский Дом культуры, библиотека,
почта, магазины.
В школе – интернате обучаются дети из 7 районов. Дети принимаются в школу
в возрасте 7 лет по направлению
Департамента образования Орловской области после прохождения
психолого-медико-педагогической комиссии и по заявлению родителей.
1.3. Характеристика социального статуса семей обучающихся
Количество
детей в школе-интернате - 115 человек.
№ |
Семьи |
Количество/ % |
1. |
Полные |
70 / % / |
2. |
Неполные: - одна мать - один отец - опекун |
45 /39%/ 8 7%/ 2 2%/ 3 /2,6%/ |
3 |
Многодетные |
11 / 9,5 %/ |
4. |
Малообеспеченные |
86 /41 %/ |
5. |
Неблагополучные |
3 /2,6 %/ |
Социальный статус семей создает не очень благоприятную атмосферу для
обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, каким являются
учащиеся школы-интерната. Так, 39% (45 семей) - составляют неполные семьи, 9,5 % многодетные семьи с низким уровнем
достатка, малообеспеченные -41%, 2,6 % -
неблагополучные семьи, стоящие на различных видах учета. В школе-интернате, как
правило, обучается несколько детей из
одной семьи.
1.4. Общие сведения о режиме работы.
Школа-интернат работает в
круглосуточном режиме 6 дней в неделю.
РЕЖИМ ДНЯ
7.30 – 7.35 –подъём, зарядка, туалет, уборка постели
8.00 – 8.35 – завтрак прогулка, подготовка к
занятиям,
9.00 - 14.40 - учебные занятия;
10.40
– 11-00 - второй
завтрак (1 - 9 классы)
13.10 - 15.00 - обед;
15.30 - 17.00- культурный досуг 1-9 кл.( экскурсия,
кружки, спортивные секции, трудовые дела, шефская работа, прогулки, занятия по интересам).
·
Библиотечные
часы;
·
Занятия с
психологом;
·
Занятия с
соц.педагогом;
·
Занятия по
плану воспитателя.
15. 15 - 16.00 - полдник;
16.30-18.00- самоподготовка(1 - 4 классы).
16.30 - 18.30- самоподготовка( 5 - 9 классы ).
18.40 -
19.30 - ужин;
19.20-19.50 ( 1 - 4 классы) игры, просмотр телепередач, кружковая работа, мероприятия по интересам, подготовка к конкурсам
19.50 – 20.00 дежурство, вечерний туалет, подготовка ко сну (1 - 4 классы)
20.00-отбой (1 - 4 классы)
20.50 - 21.00- подготовка ко сну ( 5 - 9 классы)
21.00 - отбой
Описание из устава по учебному процессу
Продолжительность урока: в 1
классе – 35 мин. (I четверть), начиная со II четверти – 45 мин., во 2-9
классах – 45 мин. Периодичность
проведения промежуточной аттестации учащихся: четверть, год.
Продолжительность учебного года составляет не менее 34 недель,
в первом классе - 33
недель.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель.
Для обучающихся в первом
классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
1.5 Информация о контингенте учащихся
(воспитанников)
В настоящее время в
школе-интернате обучается 115 учащийся, которые направлены в школу по заключению
ПМПК.
В начальном звене (1-4 классы) обучается – 50 учащихся, в среднем звене (5-9 классы) – 65учащихся,
Наполняемость классов – 7 - 15 человек.
1.5 Специфика текущей
образовательной политики.
Школа осуществляет обучение и воспитание в интересах
личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание
благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе
возможности удовлетворения потребности обучающихся в получении дополнительного
образования.
Система воспитательной
работы определяется традиционными общешкольными мероприятиями и планами
воспитательной работы. Также организовано
детское самоуправление (подготовка совместно с педагогами коллективных
творческих дел; выпуск школьных газет; организация дежурства по школе;
проведение уборки пришкольной территории и т.п.).
Система дополнительного
образования детей осуществляется через
кружковую работу и работу творческих объединений:
- кружки: танцевальный, театральный, мягкая игрушка, "Умелые руки", спортивные игры;
Занятость детей в кружках дополнительного образования
составляет: 80%. В работе творческих
объединений принимают участие все учащиеся, посещающие школу.
Школа
осуществляет образовательный процесс в соответствии с общеобразовательными
программами начального общего образования:
1 ступень – начальное
общее образование (нормативный срок освоения 4
года);
На первой ступени обучения осуществляется всестороннее
психолого- медико-педагогическое изучение личности умственно отсталого
учащегося, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью
выработки форм и методов организации образовательного процесса. Учащимся
прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности,
самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию учащихся,
коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и
эмоционально-волевой сферах, поведении.
2 ступень-общее образование(нормативный срок
освоения-(нормативный срок освоения-5лет)
Обучающиеся
получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую
направленность и соответствующие их психофизическим возможностями. Трудовое
обучение у мальчиков осуществляется по предмету «столярное дело», «слесарное
дело», у девочек «швейное дело»,»сельхоз труд».Обучение завершается аттестацией
(экзаменом) по трудовому обучению.
Организация образовательного процесса в школе регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий. Учебный план школы-интерната разработан на основе регионального (базисного) учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Орловской области для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными, интеллектуальными и психофизическими возможностями умственно отсталых детей и подростков, с учетом рекомендаций Минздрава по охране здоровья и предупреждению учебной перегрузки школьников. Учебный план включает вариативную и инвариантную части.
Учебный план
состоит из следующих частей:
-
общеобразовательные
предметы, содержание которых приспособлено к возможностям обучающихся
-
специфические
коррекционные предметы
-
индивидуальные
групповые и коррекционные занятия
-
трудовая
подготовка
-
факультативные
занятия
Общеобразовательный курс включает в
себя 12 учебных предметов, в процессе усвоения которых учащиеся овладевают
практической направленностью счета и письма, приобретают знания об окружающем
мире, овладевают навыками общения, учебного труда, культуры поведения.
Коррекционно – развивающая область
включает систему групповых и индивидуальных коррекционных занятий с учащимися.
К коррекционным занятиям относятся занятия по развитию
устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
(1-4 классы), специальные музыкально-ритмические занятия (1 – 4 классы),
социально-бытовая ориентировка /СБО/ (5
– 9 классы).
Специфической
формой организации учебных занятий
являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия (1 –
4 классы) и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (1 – 4 классы), лечебная физкультура для
обучающихся с двигательными или другими нарушениями (1-4 классы).
Трудовая подготовка включает следующие разделы:
Трудовое обучение (1 – 4
классы). Обучение простейшим видам труда с учетом особенностей
психофизического развития обучающихся.
Профессионально-трудовое обучение (5 – 9
классы). Обучение приемам индивидуальной трудовой деятельности с различными
материалами.
В 7 классе проводится факультатив "Основы
православной культуры". По
данному направлению педагогом разработана программа.
Содержание образования определяется образовательными
программами, разработанными исходя из особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей воспитанников:
-
Программа
специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. 1-4 классы./Под ред. В.В.Воронковой. –
Издательство «Просвещение», 2001
-
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII
вида для 5-9 классов. Сборник 1,2/Под
ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001г. Допущено
Министерством образования РФ
На основе базисных программ
учителями разработаны рабочие программы (по всем предметам). В учебных
программах сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся, а
также критерии их оценки.
Учебные программы
определяют содержание обучения по отдельным предметам и последовательность его
прохождения по годам обучения. Программы учитывают особенности познавательной
деятельности детей с нарушением интеллекта. Они направлены на разностороннее
развитие личности учащегося, способствуют умственному развитию, обеспечивают
гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.
Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня
общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для
социальной адаптации. Содержание обучения по всем учебным предметам имеет
практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к
непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях
современного производства.
В программах принцип
коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы
пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно
отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в
процессе трудового обучения. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у
отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Обучение учащихся школы-интерната носит воспитывающий характер. Аномальное
состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При
отборе программного учебного материала учтена его воспитывающая направленность,
необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом,
которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Программа по трудовому обучению дает возможность учащимся овладеть
элементарными приемами труда, общетрудовыми умениями навыками, развивать
самостоятельность, положительную мотивацию к трудовой деятельности.
1.7.
Характеристика содержания деятельности специальных коррекционных служб.
Коррекционно-развивающая
работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность,
способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его
способностей в различных сферах.
Общие направления работы системы сопровождения конкретизированы в
задачах школьных служб: психологической, коррекционной,
социально-педагогической и решались через организацию их деятельности.
Основные направления деятельности КРС:
1. Организационная
деятельность.
2. Психосоциальная диагностика.
3. Коррекционно-развивающая
работа.
4. Консультирование.
5. Просвещение и профилактика.
6. Методическая работа.
7. Исследование социума
образовательного учреждения и микрорайона с целью изучения их воспитательного
потенциала и организации взаимодействия (библиотеки, клубы, Центры,
поликлиники, общественные организации и т.д.
8. Курирование жизни
воспитанников после окончания учебного заведения.
Психологическая
служба
Главной целью службы является
обеспечение психологического благополучия участников образовательного процесса,
а именно: создание условий для формирования социально адаптированного человека
с учетом его индивидуальных, половозрастных и других особенностей.
Логопедическая служба
Главной целью службы является
·
Образовательная цель – приобретение
обучающимися воспитанниками необходимых знаний, умений и навыков для интеграции
в социуме, которая реализуется через участие в оказании комплексной
специализированной помощи детям, имеющим речевую патологию и непосредственное
индивидуальное сопровождение речевого развития ребенка, включающее помощь
конкретному ребенку.
·
Социальная цель – это помощь
обучающимся, воспитанникам в определении своих возможностей, исходя из
способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья через помощь его семье
в решении проблем обучения и воспитания.
Служба
коррекционного сопровождения представлена занятиями
по программе
Метиева Л. А., Удалова Э.
Я. «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» для учащихся 1—4 классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
·
Программа
курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребенком
каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное
многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности,
способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной
социализации его в обществе.
·
Достижение цели предусматривает решение
ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного
познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать,
выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи,
нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи,
воображения.
·
В основе предложенной системы лежит
комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но
однонаправленных задач. Они состоят из нескольких разделов программы,
способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие
мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие
тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики,
пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и
т. д.).
·
Данный курс занятий является
коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается
исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков
психофизического
·
развития и формирование у них
относительно сложных видов психической деятельности.
В школе-интернате действует библиотека. Библиотечный фонд составляет 2842 экземпляра, в том числе учебников 964 экземпляров, учебно-методической литературы – 45 экземпляра, худ лит-ра-1833. Учебный фонд обеспечивает 70% потребности в учебниках.
1.8. Характеристика кадрового обеспечения образовательного процесса
Показатели |
кол-во |
% к общему числу педагогов |
Всего: учителей – воспитателей – |
40 20 20 |
100 50 50 |
1.
Педагоги, имеющие образование:
|
|
|
·
среднее специальное, всего в т.ч.
педагогическое |
11 9 |
27,5 22,5 |
·
незаконченное высшее, всего в т.ч. педагогическое |
- - |
|
·
высшее, всего в т.ч.
педагогическое |
25 23 |
62,5 57,5 |
2.
Педагоги, имеющие стаж: |
|
|
·
до 5 лет |
5 |
12,5 |
·
от 5 до 10 лет |
4 |
10 |
·
от 10 до 20 лет |
23 |
57,5 |
·
свыше 20 лет |
6 |
15 |
3.
Педагоги, имеющие квалификационную категорию |
|
|
·
высшую |
19 |
47,5 |
·
первую |
10 |
25 |
·
вторую |
11 |
27,5 |
4.
Педагоги, имеющие награды, почетные звания |
|
|
·
Заслуженный учитель РФ |
- |
- |
·
Отличник просвещения РФ |
4 |
10 |
· Грамоты МОРФ |
2 |
5 |
5.
Возраст педагогов:
-
моложе 25 лет -
от 25 до 35 лет -
от 35 и старше
|
0 10 59
|
0 25 14,7
|
1.8 Материально-техническая и
учебно-методическая базы
КОУ ОО»Крутовская общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» функционирует в двух зданиях
постройки 1958 года (учебный корпус), 1960 года (спальный корпус), отдельно
стоящие.
Школа не располагает
спортивным залом, но имеет футбольное поле. Имеются: столовая на 80 посадочных
мест, медицинский кабинет с изолятор,
расположенные в жилом корпусе.
Общее количество учебных
кабинетов –10, 1-столярная-, 1-слесарная ,1-швейная
мастерские.
Компьютерами оснащены рабочие места директора,
зам.директора по УР, зам.директора по ВР, социального педагога, бухгалтерии .
Школа-интернат имеет доступ в Интернет, работает электронная почта.
Для повышения качества
образования школа проводит в летний период косметический ремонт.
Текущее ресурсное обеспечение школы
|
Наличие социально-бытовых условий, пунктов |
Количество |
Учебные кабинеты |
||
|
Начальные классы |
5 |
|
|
|
|
География |
1 |
|
Библиотека |
1 |
|
Кабинет музыки |
0 |
Специальные коррекционные
занятия |
||
|
Логопедический кабинет |
1 |
|
Кабинет психолога |
1 |
Трудовое воспитание |
||
|
Мастерские (швейная, столярная,слесарная-3 шт,) |
3 |
Помещения
социально-бытовой ориентировки |
||
|
Кабинет СБО |
1 |
Объекты физической
культуры и спорта |
||
|
Спортивный зал |
0 |
|
Тренажерная комната |
0 |
|
Игровая площадка |
1 |
Медицинское обслуживание |
||
|
Мед.кабинет |
1комн. |
|
Изолятор |
1 /4 места |
|
|
|
Общественное питание |
||
|
Столовая |
1 /80 мест |
|
Пищеблок |
1 |
Досуг, быт, отдых |
||
|
Игровая комната |
7 |
|
Гардеробная |
8 |
|
Умывальники ,туалеты |
8 |
|
Прачка |
1 |
1.10 Нормативно-правовая база
деятельности школы-интерната
Закон РФ «Об образовании»
Устав школы
Должностные инструкции
Положения
Нормативные акты
1.11 Источники и основные
параметры финансирования
Школа-интернат находится на
100% финансировании из областного бюджета.
Финансирование,
выделенное и освоенное в
2015 году
Статьи освоения финансовых
средств |
Сумма, тыс.руб. |
|
|
- приобретение: |
|
- строительных материалов, хоз.инвентаря,
сан.техники, посуды |
1043,9 |
- продуктов для школьного питания |
4 370,96 |
- мебель школьная, медицинская; компьютерная
техника, интерактивная доска и. д.. |
|
- медикаменты |
47,2 |
|
|
II. Спонсорская помощь |
|
- приобретение мягкого инвентаря, канцелярских
товаров, моющих средств, посуды, ремонт помещений |
0 |
2. Проблемно-ориентированный анализ
2.1 Проблемы образовательного процесса
Важной задачей любого образовательного учреждения является
разностороннее развитие каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе.
Наиболее актуальной считается проблема взаимодействия с детьми, имеющими
трудности в обучении, общении и поведении в обществе, с детьми из
«неблагополучных семей».
Дети с отклонениями в интеллектуальном развитии представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. И в настоящее время число детей данной категории непрерывно растет.
В соответствии с Конституцией РФ и Законом
«Об образовании» «государство создает гражданам с отклонениями в развитии
условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной
адаптации на основе специальных педагогических подходов»
Образование и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные права с обычными детьми, возможности получения образования, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Государственная политика направлена на усиление внимания к проблемам таких детей, что подтверждается рядом законодательных актов Российской Федерации – Конституция РФ, Закон «Об образовании». Главное направление государственной политики по отношению к детям выражается в следующем: любой ребенок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом. Он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду.
В школе-интернате в учебно-воспитательном процессе осуществляется принцип дифференцированного подхода к воспитанникам на основе данных их психолого-педагогического изучения.
Обеспечение соответствующего качества образования подтверждается хорошими результатами итоговой аттестации выпускников 9 класса по сельскохозяйственному труду, столярному делу (2014 – 2015 учебный год).
Анализ итоговой аттестации за 2014 – 2015 учебный год
№ |
Предмет |
Количество учащихся |
«5» |
«4» |
«3» |
Качество образования |
% успеваемости |
1. 2. |
Сельскох труд Столярное дело |
9 7 |
7 3 |
2 4 |
- - |
100% 100% |
100% 100% |
2014 – 2015 учебный год закончили на «5» и «4» -41 обучающихся, что составляет 36%, человек – с одной тройкой 6уч-ся (5,2%).
Анализ
качества образования за 2014 – 2015 учебный год:
класс |
1а |
1б |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 9 |
Качество образования ( % ) |
12,5 |
-- |
39 |
43 |
55 |
16 |
45 |
39 |
39 44 |
Из графика видно, что качество образования хорошее в 3,4 ,6,,9 классах, очень низкое в 1б классе, что объясняется контингентом детей.
Мы в ответе за то, какую дорогу выберут наши
выпускники, поэтому перед педагогами
стоит очень сложная задача - обеспечить социально – психологическую
готовность ребёнка с нарушениями интеллекта к интеграции в общество. Мы должны сформировать у наших
воспитанников базовые жизненные
компетенции, которые позволят каждому выпускнику строить собственную
жизнь, быть востребованным обществом и
государством. Сформированность необходимых жизненных компетенций и
востребованности выпускника станут
условием повышения их качества жизни.
О повышении качества жизни говорят не только в
коррекционных школах. Такая задача стоит
и перед государством.
«Основной чертой нового века станет не
битва идеологий, а острая конкуренция за качество жизни, национальное богатство
и прогресс»
В.В. Путин
Процесс вхождения в самостоятельную жизнь выпускников
специальных (коррекционных) школ VIII вида труден. Зачастую умственно отсталые выпускники не
владеют необходимыми для самостоятельной жизни житейскими знаниями и навыками, бывает, что у них остаются несформированными необходимых жизни личностные качеств, такие
как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда,
коммуникативность, а также уточнение их жизненной перспективы. При этом,
выпускники (коррекционных) школ VIII вида, имеющие медицинский диагноз
"олигофрения в степени дебильности", не имеют никаких льгот в
трудоустройстве и жизнеобеспечении. Они должны вливаться в сложнейшую жизнь на
общих основаниях.
Большинство учащихся школы социально незащищенные в связи с тем, что:
- родители либо озабочены только материальным положением семьи и не уделяют должного внимания воспитанию;
- либо сами родители социально не адаптированы в силу своего же умственного развития и ведут аморальный образ жизни;
-
во многих семьях отрицательное влияние на
развитие детей, их нравственное становление носит скрытый характер. Морально
неблагополучных семей в школе .
Дети «группы риска» из неблагополучных семей, где они сталкиваются с резко отрицательными аспектами поведения родителей.
Снижение уровня жизни, рост преступности, кризис семьи, безработица – все эти факторы влияют на школу в целом, и на каждого отдельного человека. Все это учитывалось при разработке Программы.
Всё это свидетельствует о необходимости
переориентирования целей специального образования умственно отсталых детей в
сторону поддержки их социально-эмоционального развития и повышения жизненной
компетенции в рамках Концепции развития государственной системы специального
образования в современных условиях.
На основе анализа содержания и организации образовательного процесса в школе-интернате были выявленные основные проблемы и противоречия, сформулированы управленческие действия и ожидаемые результаты по развитию деятельности
Управленческие
действия |
Ожидаемый
результат |
Разработка
и внедрение модифицированных образовательных программ, направленных на
повышение качества образования |
Повышение уровня знаний, умений и навыков |
Обновление
содержания образовательных программ |
Повышение качества образовательного процесса |
Реализация программы информатизации
образовательного учреждения |
Повышение качества образования педагогов в области
компьютерных технологий и Интернет |
Совершенствование программно-методического
обеспечения образовательного процесса |
Повышение качества образовательного процесса,
создание авторских программ |
Актуализация гражданско-патриотического
воспитания |
Создание и реализация тематических программ по
гражданско-патриотической тематике |
2.2. Анализ
методической работы
Методическая работа в школе-интернате ведется по следующим направлениям:
- создание организационно-педагогических, морально-психологических, санитарно-гигиенических условий;
- содержание и формы методической работы;
- система непрерывного повышения квалификации педагогов;
- изучение, обобщение и распространения передового педагогического опыта.
Педагогический коллектив работает над темой « Дифференциация обучения-одна из функций
гуманизации образования».
В образовательном учреждении работают 5 школьных методических объединений:
- МО учителей начальных классов,
- МО учителей русского языка и математики,
- МО учителей трудового обучения,
- МО классных руководителей,
- МО воспитателей.
На заседаниях ШМО рассматриваются вопросы совершенствования преподавания, преемственности обучения, анализа и самоанализа урока, изучаются новые учебные программы и учебники, патриотическое и нравственное воспитание, обсуждаются проблемы и затруднения в вопросах преподавания и воспитания.
Методические объединения работают по плану, утвержденному методическим советом школы, который назначается приказом по школе и состоит из руководителей ШМО.
Каждый учитель работает над своей темой по самообразованию.
Повышение квалификации учителей предусматривает взаимопосещение уроков творчески работающими учителями, повышение профессионализма в ИУУ в г.Орел, работа в банке данных передового педагогического опыта.
Основными критериями конечных результатов методической работы в школе являются:
- показатели обученности, воспитанности школьников;
- рост удовлетворенности учителей своим трудом;
- создание творческой атмосферы, мотивация труда педагога.
Но наряду с достигнутыми результатами в данном виде деятельности есть затруднения, требующие разрешения в ближайшей перспективе:
- устарел научно-методический комплекс учебных кабинетов, нет кабинетов с интерактивной доской, проектором и т.д.;
- мало применяются информационные технологии, нет кабинета информатики;
- недостаточна работа по изучению, обобщению и распространению опыта работы педагогов школы-интерната;
- наличие очень ограниченного количества методической литературы по современным педагогическим технологиям в библиотечном фонде;
- не на должном уровне ведётся инновационная деятельность педагогов образовательного учреждения.
Поэтому вектором развития школы-интерната должно стать усиление методической работы, её совершенствование. Потенциальные возможности коллектива школы в данном направлении деятельности позволяют выходить в режим развития.
2.3.
Анализ
кадрового потенциала
В школе-интернате работают 40 педагогических работников, из них:
- учителей - 20 человек
- воспитателей – 20 человек.
28 человек педагогических работников (70%) – женщины, 2 человека (5%) – мужчины.
По возрастному составу педагогический коллектив школы-интерната разнообразен – это сплав молодости и зрелости, творческого поиска и опыта работы. Большинство учителей имеют оптимальную педагогическую нагрузку, несколько воспитателей – высокую нагрузку, но это не мешает им постоянно работать над повышением квалификации.
Учителя и воспитатели постоянно повышают свое педагогическое и методическое мастерство через систему школьной методической работы.
Подавляющее большинство педагогов и воспитателей школы-интерната отличают ответственность, любовь к детям и своей профессии, энтузиазм, активность. Разработка новых технологий в обучении, решение воспитательных задач с учётом психологических особенностей воспитанников, социализация личности учителя, воспитателя и обучающегося требуют от работников школы-интерната постоянного роста творческого потенциала, духовных и физических сил.
Анализ кадрового потенциала школы-интерната свидетельствует о достаточно высоком уровне профессионализма педагогов, воспитателей, творческого, продуктивного характера деятельности.
Таким образом, одним из направлений развития школы-интерната должна стать дальнейшая работа по повышению квалификации ( получение педагогического образования, защита на первую и высшую квалификационные категории), творческому росту учителей и воспитателей. Эта работа должна строиться адекватно социальному запросу общества на образование.
2.4. Проблемы воспитательной системы
Неотъемлемой частью работы школы-интерната является
воспитательный процесс.
Воспитательная работа ведётся с учетом интересов,
возможностей и способностей обучающихся.
Цель
воспитательной работы – развитие личности обучающегося, способной к
самореализации и будущему самоопределению в современной жизни.
Воспитательная работа в школе-интернате направлена
на реализацию общественной задачи, обеспечивающей адекватную подготовку
воспитанников к самостоятельной жизни в обществе и труду, создание условий
коррекционно-развивающего сопровождения учебно-воспитательного процесса для
формирования социально-интегрированной личности.
Основными направлениями решения достижения данной
цели явились следующие:
1. Совершенствование содержания
воспитательного процесса.
2. Внедрение новых форм
организации воспитательной работы.
3. Апробация и внедрение новых
технологий коррекционной работы.
4. Повышение педагогического
мастерства и квалификации .
Эти основные направления выступили ориентирами в
разработке перспективного и календарного планирования, как отдельных
воспитателей, так и всей воспитательной работы в целом. В результате была
создана скоординированная работа, направленная на формирование
социально-интегрированной личности.
Воспитательная работа ведётся согласно плану работы. Работа
распланирована на год по разделам: познавательная деятельность, нравственное
воспитание, патриотическое воспитание,
эстетическое, физическое, трудовое.
Методическое объединение воспитателей работает по теме «Педагогика сотрудничества и поддержки
ребенка в процессе его развития в системе личностно-ориентированного
воспитания».
В школе-интернате 10 воспитательных групп. В каждой
группе разработан на учебный год цикл классных часов, внеклассных мероприятий.
Еженедельно по понедельникам проходит патриотическое
воспитание, по вторникам -трудовое воспитание, по средам- эстетическое, в
четверг-личностное развитие, в пятницу- охрана здоровья, в субботу и
воскресенье-досуг.
Большое
внимание в воспитательной работе уделяется трудовому воспитанию, оно
начинается с обучения навыкам
самообслуживания, проводятся мероприятия по озеленению территории школы,
генеральные уборки комнат и т. д..
В школе-интернате работает система дополнительного
образования, систематически работают кружки:
- «Умелые руки»;
-«Волшебная соломка»;
-«Соленое тесто»;
-«Театральная студия»;
-«Бисероплетение»;
-«Веселые петельки»;
-«Природа и фантазия»;
-«Оригами»;
- спортивный и т.д.
Результаты их деятельности показывают школьные и
районные выставки, спортивные соревнования, выступления обучающихся и т. д..
Традиционные мероприятия:
- День знаний;
- Конкурс рисунков «Золотая осень»;
- День учителя;
- Новогодний праздник;
- Конкурс рисунков «Зима»;
- Праздник, посвященный Дню защитника Отечества;
- Праздник, посвященный Женскому Дню 8 марта;
- Масленица;
- Конкурс рисунков «Весна»;
- Неделя Славы, посвященная Дню Победы;
- Праздник Последнего звонка.
Анализ воспитательной системы позволил выделить две ее стороны: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя сторона
воспитательной системы включает в себя специально организованную,
целенаправленную, педагогически управленческую деятельность педагогов и детей
при непосредственном активном участии родителей.
Характер отношений, в целом,
является субъект- субъектным, поскольку педагоги, дети, родители являются
равноправными участниками данного процесса.
Основными направлениями
воспитательной работы педагогического коллектива являются: трудовое; гражданское;
физическое; эстетическое; экономическое воспитание.
Воспитательная система школы-интерната – это определенная совокупность
взаимосвязанных процессов, методов и средств, создающих целенаправленное,
специально организованное педагогическое, воспитательное влияние, направленное
на воспитание личности с определенными качествами. В воспитательной системе
школы-интерната можно выделить такие компоненты: цели и задачи, принципы
воспитания, содержание, методы, формы, результаты, диагностика образовательной
и воспитательной системы, аналитическая работа, коррекционная работа.
Воспитательная система школы-интерната создана с целью реализации
процесса становления социально адаптивной личности. Целью является
удовлетворение социального заказа на личность со сформированными
гуманистическими идеалами и инструментальными возможностями их реализации,
обеспечивающие успешную социализацию человека в современном обществе.
Таким образом, организация процесса воспитания в школе-интернате
строится с учетом следующей системы методических и общепедагогических принципов,
необходимыми условиями для реализации образовательного процесса.
Условия |
гуманизации |
культуросообразности |
индивидуа-лизации
|
систематич-ности, комп-лексности и целостности |
научности |
здоровьесбережения |
Ценностно-ориентированные, личностно-ориентированные |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Освоение педагогами технологий, позволяющих реализовывать процесс
становления гуманистического мировоззрения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Расширение общекультурного уровня ребенка |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Формирование гуманистических идеалов и психологических механизмов их
реализации в деятельности |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ - присутствует; - - отсутствует.
Содержанием для реализации процесса воспитания в нашем
учреждении являются: занятия в школе-интернате; досуговая деятельность; система
повышения квалификации педагогов, воспитателей.
Основным критерием становления социально адаптивной личности мы считаем
продвижение ребенка от низкого уровня сформированности его личностных качеств к
более высокому.
Показателями уровней сформированности гуманистического мировоззрения
для ребенка являются:
1. Наличие сформированных гуманистических личностных
ценностей;
2. Наличие сформированных гуманистических идеалов и
убеждений;
3. Знание и соблюдение норм и правил гуманистического
поведения.
В целом можно сделать вывод о том, что воспитательная система является динамичной, открытой, это является хорошим потенциалом для дальнейшей работы, приоритетные направления которой сформулированы следующим образом:
Управленческие
действия |
Ожидаемый
результат |
Совершенствование работы по реализации модели
становления гуманистического мировоззрения |
Совершенствование воспитательной системы,
повышение уровня воспитанности |
Разработка пакета диагностических методик,
отслеживающих эффективность воспитательной работы в объединениях |
Наличие пакета документов диагностических методик |
Создание вариативных образовательных программ по
развитию коммуникативной культуры |
1.Реализация образовательных программ 2. Повышение уровня коммуникативной культуры |
Поиск, освоение и разработка воспитательных
приемов, методов, средств, технологий эффективных при реализации процесса
воспитания социально адаптивной личности |
Совершенствование воспитательной системы,
повышение уровня воспитанности, повышение способности социализации ребенка в
обществе |
Продолжить
социологические исследования семей воспитанников, активизировать
сотрудничество с семьями воспитанников в формах семейных гостиных, индивидуальных
консультаций |
Повышение
родительской компетентности, педагогической культуры родителей |
Сохранение
количества массовых досуговых мероприятий |
Усиление
влияния на внешнюю среду, привлечение детей старшего возраста, имеющих
различные проблемы |
Разработка
системы мониторинга эффективности воспитания |
Повышение
качества воспитательной работы и уровня воспитанности |
Учитывая все вышеизложенное, целью настоящей Программы является:
создание условий для единого коррекционно-развивающего пространства в школе, способствующего дальнейшей социальной адаптации и интеграции обучающихся, воспитанников в общество, повышению их качества жизни
Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества.
Именно проблема прогнозирования интеграции наших обучающихся в жизнь обусловила разработку скоординированной работы всех служб школы.
3. Приоритетные направления развития школы-интерната
3.1 Основополагающие аспекты
Школа-интернат призвана реализовывать права личности с нарушениями в развитии на образование и трудовую подготовку. Коллектив педагогов работает с обучающимися, которые имеют разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении развития умственной деятельности, что влечет за собой общее недоразвитие психики ребенка, его эмоционально-волевой сферы.
Несмотря на нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы, дети с отклонениями в интеллектуальном развитии способны к значительному развитию при организации учебно-воспитательного процесса в условиях Модели коррекционно-развивающего обучения.
В основе своей практической деятельности школа исходит из личностно-ориентированного подхода, развивающего обучения, теории поэтапного формирования умственных действий, идей деятельного подхода и педагогической поддержки. Но в первую очередь, реализует учение Л.С.Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с дефектом в развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы ребенка. Именно ориентация на сохранные стороны личности ребенка, его потенциальные возможности, резервы организма является основой Программы.
Однако, учитывая контингент школы, который неоднороден по-своему составу с точки зрения картины нарушений у каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно-развивающее сопровождение разноуровневых групп детей одного класса и одного вида нарушений.
Значение деятельности Концепции –
создать условия для компенсации имеющегося дефекта и максимальной интеграции
ребенка в общество.
Социальный заказ коррекционной школе
– развить у ребенка механизм продуктивной обработки получаемой информации,
который позволит адаптироваться в постоянно меняющейся ситуации. Для этого
необходимо включить в работу анализаторы, развить компенсаторные возможности и
способности.
Данная Программа развития направлена на
выполнение государственного заказа по образованию и трудовой подготовке
личности, и должна осуществлять:
-
реализацию прав личности с отклонениями в развитии на образование,
развитие и трудовую подготовку;
-
организацию учебно-воспитательного процесса;
-определение содержания,
методов обучения и воспитания в соответствии с познавательными возможностями,
психофизическими и возрастными особенностями обучающихся с отклонениями в
развитии;
-
создание максимально благоприятных условий для организации коррекционно-развивающего
пространства;
-
обеспечение коррекции развития личности учащихся с целью дальнейшей их
социализации в соответствии с морально-этическими и правовыми ценностями,
принятыми в обществе;
-
подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду.
В рамках настоящей Программы необходимо
реализовать модель коррекционно-развивающей школы.
И
необходимым условием развития учреждения является приоритетное и опережающее
развитие кадрового, информационного, научно-методического потенциалов. Исходя
из этого, содержание учебно-воспитательного процесса будет представлено
следующими аспектами:
·
диагностика учебных и личностных особенностей учащихся;
·
коррекция имеющихся в развитии ребенка отклонений;
·
повышение мотивации и стимулирование развития детей;
·
укрепление здоровья (психологического, физического, эмоционального)
детей;
Реализация данных аспектов позволит обеспечить:
1. Глубокое
психолого-педагогическое изучение ребенка с целью установления причин его
трудностей в учении, характера отклонений в развитии и определении направлений
коррекционной работы, правильной тактики индивидуального подхода.
2. Последовательную
индивидуализацию обучения.
3. Реализацию личностного
подхода, предусматривающую максимальное стимулирование каждого школьника.
4. Создание системы мониторинга
– как организованной структуры внутришкольного руководства и контроля, как
системы научно-методического анализа результатов деятельности специалистов, а
также создания банка данных о динамике коррекционно-компенсаторных процессов для каждой возрастной группы.
5. Целенаправленное
осуществление оздоровительной и коррекционно-воспитательной работы.
6. Эффективное трудоустройство
выпускников.
2. Ведущие принципы развития
Концепция Программы развития строится на следующих
принципах:
Принцип
коррекционной направленности
Заключается в исправлении или ослаблении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения и воспитания посредством использования специальных методических приемов. Предполагает знание и учет структуры дефекта учащихся, опору на сохранные и положительные стороны психики и поведения, индивидуализацию содержания, темпов и сроков пропедевтического периода и собственно обучения. Направлен на формирование обобщенных учебных и трудовых умений и развитие самостоятельности обучающихся.
Принцип
воспитывающей и развивающей направленности
Связан с необходимостью формирования у школьников нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе и содействия их общему психическому и физическому развитию. Требует создания особых условий, повышения качества коррекционно-педагогической работы путем включения школьников в активную деятельность и развития у них познавательной активности и самостоятельности.
Принцип
научности и доступности
Предполагает отражение современных достижений науки, организацию образовательного и воспитательного процессов на уровне реальных возможностей школьников, в ситуациях, приближенных к реальным.
Принцип комплексности и целостности
Означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств обучения и воспитания, учета всех фактов и сторон учебно-воспитательного процесса. Заключается в необходимости формирования у школьников не разрозненных сведений и понятий, а стройной логической системы знаний, взаимосвязанных фактов и закономерностей.
Принцип социальной мотивации
Отражает обусловленность образования общественными потребностями и влиянием общественной среды на процесс обучения и воспитания учащихся. Реализуется в организации учебно-воспитательной работы на основе тесной и многогранной связи с окружающей действительностью, с жизнью предприятий,
организаций, учреждений; предполагает опору на жизненный опыт детей подготовку к самостоятельной жизни в обществе. Означает понимание учащимися изучаемого учебного материала и успешное применение его в практической деятельности. Предполагает углубление и закрепление осмысленных знаний, и превращение их в умения и навыки. Обеспечивается систематическим повторением материала, использованием системы специальных упражнений, применением сформированных знаний и умений на практике. Основная направленность специальной школы – трудовая. Предполагается, что в процессе организации различных видов деятельности у ребенка будут формироваться такие качества, как любовь к труду, аккуратность, взаимоуважение к товарищам в процессе выполнения совместных трудовых поручений, совершенствоваться их трудовые умения.
Принцип индивидуального и дифференцированного
подхода
Связан с необходимостью всестороннего изучения учащихся и учета их индивидуальных особенностей (индивидуальный подход), а также с выявлением типических особенностей, присущих определенной группе школьников (дифференцированный подход). Предполагает разработку программы работы со всем классом и развитие каждого ученика в отдельности, отражающей ближайшие и перспективные задачи, систему мер по включению ребенка во фронтальную работу класса и индивидуального коррекционного воздействия. Требует использования дифференцированной, содержательной, вариативной наглядности, изменяющейся в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Принцип уважения к личности ребенка в
сочетании с разумной требовательностью, щадящий режим
Предполагает учет индивидуальных особенностей школьника, опору на сохранные факторы, на положительные стороны личности, а также создание охранительно- педагогического режима, предполагающего различное сочетание труда и отдыха, медицинских процедур.
3.3 Модель выпускника школы-интерната
Школа – единый обучающий и
воспитывающий центр на всех своих уровнях. Выполняя социальный заказ, она
делает упор на подготовку выпускника. Мы видим Модель выпускника следующей:
Модель выпускника школы – интерната
Учащиеся, получившие начальное общее образование, должны:
- освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана: русский язык и чтение, математика, природоведение, биология, география, история и обществознание, музыка и пение, изобразительное искусство, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, социально-бытовая ориентировка;
- уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения;
- владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации;
- уметь достаточно грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, оформлять деловые бумаги;
- знать основополагающие статьи Конституции РФ, определяющие права и обязанности гражданина, основные законы трудового и уголовного права;
- читать и понимать несложные художественные произведения классиков отечественной литературы; выдержки из газет и журналов о современной общественно-политической жизни страны;
- владеть элементами устных вычислений, основными арифметическими действиями, решением несложных задач измерительного и вычислительного характера;
- знать (в пределах требований программы по соответствующим видам труда): устройство орудий труда, свойства материалов, основные технологические операции. Уметь самостоятельно: ориентироваться в задании (используя предметные образцы, рисунки, чертежи, их сочетание), планировать ход изготовления изделия, качественно выполнять работу, контролировать результаты работы и давать отчет о ходе ее выполнения;
- владеть навыками самообслуживания и личной гигиены;
- иметь повышенный уровень развития высших психических функций в сравнении с результатами начальных показателей;
- вести здоровый образ жизни;
- определиться в выборе профессии.
3.4
Характеристика и
прогноз развития школы-интерната
Для обеспечения качественного коррекционного образования, ориентированного на обеспечение рынка труда кадрами рабочих специальностей и успешную социализацию обучающихся с проблемами необходимо сократить разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями, уровнем кадрового потенциала.
Для решения вопросов образовательной политики и независимой общественной оценки качества образования повысить ответственность педколлектива за конечный результат образовательной деятельности.
В своем представлении о том, какой должна быть наша школа-интернат, мы исходим из следующих позиций:
- учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от уровня его возможностей и структуры дефекта, был вовлечен в учебную деятельность и чувствовал себя комфортно в стенах учреждения; владел элементарными навыками использования компьютера;
- комплексная система обучения и воспитания контингента детей нашей школы-интерната должны обеспечивать адекватный их возможностям уровень общего образования и первоначальной профессиональной подготовки;
- решая образовательные задачи, школа-интернат должна обеспечивать различные виды деятельности в большом спектре внеклассной сферы через интеграцию с дополнительным образованием;
- учебно-воспитательный процесс должен быть построен на принципах гуманистического подхода в атмосфере доброжелательности, доверия, сотрудничества ответственности на всех уровнях школьного педагогического пространства;
- учебно-воспитательный процесс должен строиться на основе индивидуального подхода к каждому ребёнку, учитывающего своеобразие развития, психологическое состояние;
- для решения проблем социализации и интеграции обучающихся школы-интерната в социум педколлектив должен знакомить их с той социальной средой, где они родились и живут, делать всё возможное, чтобы ученики могли приносить пользу обществу, посильно участвовать в труде и жизни производственных коллективов села, района;
- компьютеризация учебно-воспитательного процесса позволит повысить уровень овладения обучающимися информационно-коммуникативными технологиями.
3.5. Цели и задачи Программы развития
Цель Программы:
Оптимизация действующей модели коррекционной школы в создании условий
единого коррекционно-развивающего пространства, способствующего дальнейшей
социальной адаптации и интеграции обучающихся в обществе.
Задачи:
1. Создание и совершенствование
единой системы целостного подхода в организации коррекционно-развивающего
пространства в школе.
2. Обеспечение коррекции
развития личности учащихся с целью дальнейшей их социализации в соответствии с
морально-этическими и правовыми ценностями, принятыми в обществе.
3. Создание максимально
благоприятных условий для организации трудовой и профессиональной деятельности.
4. Создание постоянно
действующей системы динамического мониторинга за качеством образования детей с
нарушениями в интеллектуальном развитии.
Для
создания модели коррекционно-развивающей школы необходима скоординированная работа
всех служб школы. Нами выделяются:
1.
Учебно-методическая
·
обеспечение образовательного уровня в соответствии с требованиями,
определенными федеральными программами, с учетом психофизических параметров личности;
·
создание условий для реализации образовательных
программ;
·
разработка и
внедрение новых технологий коррекционно-развивающего обучения с целью развития
механизма компенсации каждого ученика;
·
организация
динамического наблюдения за уровнем знаний учащихся;
·
создание базы
данных по вариативным формам и методам организации коррекционно-развивающего
обучения; организация постоянной системы повышения квалификации педагогов;
2.
Воспитательная
·
создание базы данных по диагностике уровня воспитанности каждого
ученика, группы, школы в целом;
·
создание условий для личностного развития учащихся через организацию
досуговой деятельности;
·
организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися;
·
изучение и внедрение новых технологий воспитательной работы;
3.
Коррекционная
·
разработка и создание базы данных по планированию и моделированию
коррекционно-развивающих уроков для каждого звена школы;
·
разработка системы-картотеки специальных коррекционных упражнений по
коррекции и развитию высших психических функций и личности в целом для их
использования педагогами и воспитателями в ежедневной работе;
·
организация дифференцированного и индивидуального обучения с целью
максимальной помощи отдельным ученикам;
·
организация взаимодействия с педагогами и родителями в целях развития
потребности в психолого-педагогических знаниях и практического их использования
в коррекции, развитии и воспитании.
4.
Профессионально-трудовая
·
изучение современных технологий, форм и методов трудовой подготовки
обучающихся;
·
переориентация в профессионально-трудовой подготовке учащихся с учетом
региональных условий;
·
создание системы пошагового овладения профессиональными элементарными
умениями, способствующей самостоятельному существованию обучающихся во взрослой
жизни;
·
развитие системы тренировочных навыков и умений, обеспечивающих
усвоение учащимися основ профессионально-трудовой деятельности.
5.
Лечебно-оздоровительная
·
организация систематического наблюдения за состоянием здоровья каждого
ребенка с привлечением медицинского работника;
·
организация скоординированной работы с психиатром, педиатром;
·
налаживание работы по профилактике токсикомании и наркотической
зависимости.