II.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
4. Содержание образования, его
научно-методическое обеспечение.
4.1 Внедрение и
совершенствование методов обучения и
воспитания, способствующих развитию школьников
В отличие от
общеобразовательных школ, ведущим компонентом образовательного процесса которых
является обучение, мы подчёркиваем, что ведущим компонентом в образовательном
процессе школы-интерната является коррекционная работа с личностью
ребёнка. Учитывая особенности работы учреждения, воспитание происходит не
массово, а дифференцированно и, в большей степени, индивидуально, с учётом
направленности личности каждого ребёнка.
Основой педагогической работы является творчество, непрерывный поиск новых путей в решении проблем. В школе-интернате работа проводится по следующим направлениям:
1. Система повышения квалификации.
2. Профессионально-педагогическая деятельность педагогов:
· по методике проведения занятий;
· по разработке учебно-методических комплексов (УМК);
· в досуговой деятельности.
Направления инновационной деятельности
Тема инновационной деятельности |
Ожидаемый результат |
Самооценка профессиональных качеств педагогов и определение перспективы развития |
Процентный рост педагогов, имеющих высшую, первую квалификационную категорию |
Обновление содержания программ по внеклассной работе |
Общеразвивающие планы работы, направленные на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширение его знаний о мире, о себе, его социального опыта |
Методика проведения занятий (новые методы и технологии) |
Демонстрация возможностей применение ИКТ на уроках и внеклассных мероприятиях |
Организация досуга |
Использование новых, нетрадиционных форм досуговой деятельности. |
На современном этапе развития общества и в период создания разноуровневой системы образования процесс допрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации усложняется. На первый план выдвигается личность обучаемого с его способностями, потребностями и возможностями.
Особенности контингента обучающихся ставят перед школой-интернатом следующую задачу:
· создание условий для профессионального самоопределения школьников и возможности получения первичных профессиональных навыков.
Воздействие |
Задача |
|
|
Направленность |
Образовательная область |
||
Участие школьников в конкурсах |
Подготовить школьника к участию в конкурсах, спортивных соревнованиях |
художественно-эстетическая, физическое развитие |
музыка, ИЗО, физкультура |
Удовлетворение познавательных интересов школьников |
Предоставить широкий и разнообразный выбор кружков и творческих объединений |
социально-педагогическая |
Трудовое обучение |
Подготовка к итоговой аттестации |
Подготовить старшеклассников к сдаче итоговой аттестации по трудовому обучению |
социально-педагогическая |
предметы ПТО |
Ориентация школьника в выборе профессии |
Определить индивидуальные потребности, интересы и способности школьников. |
социально-педагогическая, трудовое воспитание |
предметы ПТО |
Такое сотрудничество акцентирует внимание на профилизации обучения, что дает возможность школьникам в раннем возрасте ближе познакомиться с различными профессиями, а также выявить свои склонности и способности и более осознанно принять решение о выборе той или иной профессии.
4.2 Информатизация
образовательного процесса
Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий.
Программа информатизации школы-интерната рассчитана на 5лет и включает в себя 3 основных раздела:
создание единого информационного пространства школы;
автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы;
использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса;
Программа направлена на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения качества образования.
Реализация данной программы позволит эффективно организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее участника в процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения информационных технологий в образовательный процесс.
Программа включает организацию деятельности, направленную на теоретическую и практическую подготовку учителей на всех этапах освоения и внедрения информационных технологий.
Задачи |
Мероприятия |
Внедрение
электронного документооборота
|
· Составление расписания с
помощью эл.программы · Мониторинг успеваемости и
движения учащихся |
Доступ
учителей в компьютерный класс во внеурочное время для
индивидуальной работы |
·Проведение курсов компьютерной грамотности для
учителей. · Мониторинг
успеваемости учащихся по классу,
предмету · Оформление электронной
документации |
Использование
Интернет для повышения качества образования |
Поиск разработок уроков, методических
рекомендаций, нормативных документов в Интернет |
Создание
медиатеки |
· Приобретение обучающих и
развивающих программ для специальных (коррекционных) школ ·
Приобретение учебных пособий на PC и DVD
носителях |
|
|
Оснащение
дополнительным оборудованием |
· Приобретение сканера,
интерактивных досок |
Автоматизация
рабочего места |
· Приобретение программного
комплекса «Граф» |
Социальная
адаптация учащихся в информационном пространстве |
·Разработка критериев
формирования информационной культуры учащихся; · Выявление показателей развития единого
информацинно-образовательного пространства школы-интерната; |
4.3 Формирование
здоровьесберегающего образовательного пространства
Физическая культура и спорт
оказывают значительное влияние на развитие человека и общества в целом. О
состоянии физической культуры и спорта в обществе можно судить по следующим
показателям:
·
Уровень здоровья и физического развития людей;
·
Степень использования физической культуры в сфере образования и
воспитания;
·
Характер системы физического воспитания;
·
Развитие массового спорта;
·
Высшие спортивные достижения.
Направление работы |
Содержание деятельности |
Ожидаемый результат |
Компоненты физкультурно-оздоровительной деятельности |
||
Шашки,
шахматы |
Индивидуально-тренировочный
процесс, спортивно-досуговая
деятельность |
Участие
в соревнованиях для детей с ограниченными возможностями |
Теннис |
Индивидуально-тренировочный
процесс, спортивно-досуговая деятельность |
Участие в соревнованиях для детей с ограниченными возможностями |
Волейбол,
баскетбол |
Индивидуально-тренировочный
процесс, спортивно-оздоровительная деятельность |
Участие
в соревнованиях для
детей с ограниченными возможностями |
Актовый
зал |
Индивидуально-тренировочный
процесс, спортивно-оздоровительная деятельность |
Занятия
|
Компоненты профилактико-оздоровительной
деятельности |
||
Формирование
ЗОЖ |
Проведение
дней, декад и месячников здоровья |
Участие
в проводимых мероприятиях |
Оздоровление |
Проведение
фитопрофилактики, витаминотерапии; Физиотерапия |
Прием
витаминов, физиопроцедур |
Коррекция |
Проведение
ЛФК и профилактика нарушения осанки |
Коррекция
осанки, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата |
Информационная
работа |
Выпуск
санбюллетеней, газет; проведение
, бесед и семинаров; просмотр видеофильмов |
Знакомство
с современными рекомендациями по лечению и профилактике различных заболеваний
|
Здоровьесберегающие
технологии в учебном процессе |
Проведение
физминутук, зрительной гимнастики, обучение самомассажу, аутотренингу,
психологический настрой на ЗОЖ |
Снижение
заболеваемости, снятие усталости, улучшение психологического состояния
учащихся |
III. ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
5. План конкретных действий
I этап 2016-2017 учебный год
Цель: создание системы целостного подхода в организации
коррекционно-развивающего пространства
Задачи:
1.
Поиск путей
совершенствования содержания образования.
2.
Совершенствование
системы воспитательной работы.
3.
Создание
целостной системы медико-психолого-педагогических диагностик обучающихся.
Предполагаемый результат:
1. Устав и локальные акты с изменениями и
дополнениями.
2. Экспертиза рабочих программ по предметам, отражающих
коррекционно-практическую направленность.
3. Изменения в структуре уроков и внеклассных мероприятий с целью
увеличения комплексного коррекционного воздействия.
4. Создание картотеки коррекционно-развивающих упражнений.
5.
Программно-методическое обеспечение курса по развитию психомоторики и сенсорных
процессов.
6.
Программа развития воспитания.
7.
Проект программы по информатизации
8.
Создание информационного банка данных об обучающихся.
9.
Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса
(оборудование для спортивного зала, учебная мебель для кабинетов, оборудование
для швейной мастерской, кабинета СБО, столярной мастерской, кабинета
информатики).
II этап 2017 -2018, 2018 - 2019 учебный год
Цель: совершенствование единой системы целостного подхода
в организации коррекционно-развивающего пространства
Задачи:
1. Создание эффективной системы управления развитием
образовательно-воспитательной системы.
2. Разработка критериев и показателей эффективности
развития образовательной системы.
3. Совершенствование системы взаимодействия всех
субъектов учебно-воспитательного процесса
Предполагаемый
результат:
1.Скорректированная система управления.
2. Разноуровневое обучение
детей со сложной структурой дефекта в условиях школы.
3.Создание программного и
технологического обеспечения образовательно-воспитательного процесса.
4.
Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса
(комплекты учебно-наглядных пособий, методическая литература для специальной (коррекционной) школы для проведения психологической
коррекции, наглядно- демонстрационный
материал для занятий по коррекции психомоторики и сенсорных процессов, учебная
мебель, оборудование для медицинского кабинета, технические средства обучения
для кабинетов).
III этап 2019-2020, 2020-2021 учебный год
Цель: создание комплекса социально-трудовой адаптации,
коррекционно-воспитательного комплекса и комплекса
психолого-медико-педагогического сопровождения
Задачи:
1.Реализация
отработанных образовательных программ и технологий.
2.
Повышение профессионального уровня персонала школы.
3. Анализ эффективности
развития образовательной системы школы.
П/п |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Исполнители |
||
1. Подготовительный (констатирующий) этап |
|||||
1. |
Создание творческих групп для проведения
аналитической работы и подготовки основных мероприятий |
январь 2016 |
Педагогический совет |
||
2. |
Оперативная диагностика мотивации готовности
педагогического коллектива к работе по созданию комплекса
организационно-педагогических условий управления качеством образования |
декабрь2016 |
Аналитическая группа |
||
3. |
Изучение, анализ и ранжирование проблем в
организации образовательного процесса |
Март-май 2016 |
Аналитическая группа, зам. директора, директор |
||
4. |
Разработка новых подходов к планированию и
управлению деятельностью школы |
Сентябрь-октябрь 2016 |
Директор |
||
5. |
Обработка основных документов: а)
программы развития; б) структуры управления качеством образования |
Ноябрь - декабрь 2016 |
Педагогический совет, зам. директора, творческие
группы |
||
6. |
Отработка режима МО и творческих групп в рамках
темы, которую разрабатывает школа |
Январь-февраль 2018 |
Зам. директора, руководители творческих групп, МО |
||
7. |
Создание «банка идей» развития школы |
Октябрь-декабрь 2018 |
Учителя школы, зам. директора |
||
2. Основной (формирующий)этап |
|||||
1. |
Разработка комплексных программ управления
качеством образования: а) принципов, содержания и функций управления
качеством образования; б) критериев и показателей качества
образовательного процесса; в) модели выпускника с учетом современных
требований общества |
2017-2018 учебный год 2018-2019 учебный год |
Творческая группа
|
||
2. |
Проведение семинаров по коррекционной работе |
По плану метод. совета |
Творческая группа |
||
3. Корректирующий (аналитический) этап |
|||||
1. |
Экспертирование влияния инноваций на эффективность
и действенность образовательного процесса |
2019-2020 |
Творческая группа
|
||
2. |
Анализ соответствия прогнозируемых и достигнутых
результатов |
2020-2021 |
Творческая группа
|
||
3. |
Коррекция планов и программ |
Ежегодно |
Педагоги |
||
4. |
Коррекция модели выпускника специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 8 вида |
ежегодно |
Творческая группа
|
||
Этапы
реализации Программы развития
Сроки
|
Этапы реализации, цели |
Задачи |
Предполагаемый результат |
2016-2017учеб год |
I этап Цель: создание
системы целостного подхода в организации коррекционно-развивающего
пространства |
1. Поиск путей совершенствования содержания образования.
2.Совершенствование системы воспитательной работы.
3.Создание целостной системы
медико-психолого-педагогических диагностик обучающихся. |
1. Устав и
локальные акты с изменениями
и дополнениями.
2. Экспертиза рабочих программ по предметам, отражающих коррекционно-практическую
направленность.
3.Изменения в структуре уроков и внеклассных мероприятий с целью увеличения комплексного коррекционного
воздействия. 4. Создание
индивидуально-ориентированных программ для детей со сложной структурой дефекта. 5. Создание картотеки
коррекционно-развивающих упражнений. 6. Программно-методическое обеспечение курса по развитию психомоторики и сенсорных
процессов. 7. Программа развития воспитания. 8. План работы по профориентации. 9. Создание информационного банка
данных об обучающихся. 10. Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного
процесса (оборудование для занятий
ЛФК, учебная мебель для кабинетов, оборудование для швейной
мастерской).
|
2017-2018 2018-2019 учебный год |
II этап Цель:
совершенствование единой системы целостного подхода в организации
коррекционно-развивающего пространства
|
Создание эффективной
системы управления развитием образовательно воспитательной системы. Разработка
критериев и показателей эффективности развития образовательной системы. Совершенствование
системы взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса |
1.Скорректированная
система управления. 2. Разноуровневое обучение детей со сложной
структурой дефекта в условиях школы. 3.Создание программного и технологического
обеспечения образовательно-воспитательного процесса. 4. Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного
процесса (комплекты учебно-наглядных пособий, методическая литература для специальной (коррекционной) школы для проведения психологической
коррекции, наглядно- демонстрационный
материал для занятий по коррекции психомоторики
и сенсорных процессов, учебная мебель,
оборудование для медицинского кабинета, технические средства обучения для кабинетов).
|
2019-2020 2020-2021учебный год |
III этап Цель: создание
комплекса социально-трудовой адаптации, коррекционно-воспитательного
комплекса и комплекса психолого-медико-педагогического сопровождения. |
1.Реализация отработанных образовательных программ и
технологий. 2.
Повышение профессионального уровня персонала школы. 3. Анализ
эффективности развития образовательной системы школы. |
1. Скорректированный пакет документов (образовательных
программ, перспективного учебного плана, методического обеспечения,
дидактического и воспитательного комплекса).
2.
Отработанная система управления.
3.Обобщение
опыта развития на уровне методических, научно-практических рекомендаций и
выводов. 4. Материально-техническое обеспечение
учебно-воспитательного процесса (комплекты
учебно-наглядных пособий, наглядно- демонстрационный материал для уроков
биологии и географии, учебная мебель, технические средства обучения для
кабинетов).
|
Материально-техническое и
финансово-экономическое обеспечение
Мероприятия |
Содержание деятельности |
Сроки |
показатели |
Финансирование ( тыс.) |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
||||
Инженерно-технические |
1.
Содержание
школы в необходимом санитарно-гигиеническом режиме 2.
Текущий ремонт
школы 2. Оборудование учебных кабинетов |
|
|
60,0
100
70,0 |
60,0
100
200,0 |
60,0
100
100,0 |
60,0
100
200,0 |
60,0
100
200,0 |
60,0
100
200,0 |
Учебно-методические |
1. Приобретение учебно-методической, учебной,
справочной и художественной литературы 2. Создание медиатеки |
|
|
150 |
150 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Материально-техническое |
1. Приобретение демонстрационного материала |
|
|
60,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
Приобретение канцтоваров |
|
|
60,0 |
70,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
Расходы на оргтехнику |
|
|
60 |
300,0 |
200,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительное образование
|
1. Награждение победителей конкурсов, соревнований,
выставок и поощрение учащихся-отличников 2. Содержание кружков, редколлегии, спортивных секций и
пр. |
|
|
5 |
10 |
10 |
15 |
20 |
20 |
Привлечение дополнительных
средств |
1. Спонсорские средства 2. Попечительский совет 3. Поиск дополнительных источников финансирования |
|
|
|
|
|
|
|
|